Сшить себе что-нибудь этакое — раньше такая задача стояла, наверное, перед каждой второй женщиной. Выкройки, специальные журналы, швейные машинки — все это было практически в каждом доме. Мода на шитье кончилась в тот момент, когда на рынке одежды появился выбор. Массовый покупатель в магазинах тканей исчез. Но рынок тканей это не обрушило. На смену массовому покупателю пришел другой, специализированный — дизайнеры и представители ателье.
Именно благодаря такой перемене портрета покупателя и сформировался рынок тканей таким, какой он есть на сегодняшний день. Эксперты делят его на две составляющие — рынок домашнего текстиля и рынок ткани, использующейся для пошива одежды. Причем характеристики направлений очень разные.
— Это два абсолютно разных рынка, — говорит Наталья Сафонова, директор магазина «Город ремесел». — Текстиль для дома представлен, как правило, хлопчатобумажной группой и тканями для мебели. В этой части у нас больше развито оптовое направление. Оптовый же рынок костюмных тканей в Красноярске практически на нуле.
Оптовые компании, занимающиеся продажей текстильных тканей, существуют благодаря физическому объему товара — рулоны достаточно большие, и «на себе» продавцы везти их не будут. Поставки же костюмной ткани игроки осуществляют сами — привозят товар из Новосибирска, Москвы, из-за границы. Эксперты связывают это с привычкой, заложенной в начале 90-х, когда только начал развиваться сам рынок.
— Все, кто в 90-е начали работать, остались в этом бизнесе, — говорит Сафонова. — Причем им неинтересно обращаться к оптовикам. Едем сами, смотрим, оцениваем. Оптовые базы пытался кто-то открыть, но ни у кого ничего не получилось.
В центре
Любопытно, что основные красноярские игроки — магазины, которые находятся в центре города: «Город ремесел», отдел в торговом центре «Централь», магазин итальянских тканей «Брависсимо», магазин «Особые ткани», несколько отделов в Доме быта. Причем красноярский рынок довольно четко структурирован. Например, «Брависсимо» — это только итальянские ткани, «Особые ткани» — товар только европейский. К слову, «Брависсимо» — единственный в Красноярске представитель федерального игрока: по стране у московской компании развернута сеть подобных салонов. «Город ремесел» — отличный пример комплексного подхода, когда помимо тканей представлено множество разнообразного сопутствующего товара. «Особые ткани» стремятся в нишу к «Брависсимо». Примечательно, что все основные игроки находятся в шаговой доступности друг от друга.
Сами бизнесмены говорят о географической зависимости данного вида бизнеса. Открывать магазин тканей, например, на окраине нет никакого смысла. В связи с большой конкуренцией войти в этот бизнес вообще тяжело. А войти в него с окраины практически невозможно. Все покупатели по традиции едут за тканями в центр города, в привычные магазины.
— Конкуренция, конечно, есть, — говорит Сафонова. — Я принимаю, что по тканям мой магазин проигрывает. Они плохо выложены у нас — тканей много, площадей не хватает. Однако мы сейчас лидируем в первую очередь за счет комплексного подхода — наличия фурнитуры, например. Человеку ведь не только ткань нужна, но и иголки, пуговицы, кружева, молнии. Причем эти сопутствующие товары на самом деле являются нашим локомотивом, они вытягивают нас. То, что в магазине тканей должна быть фурнитура, понимают все. Но, как правило, на это не хватает площадей. Магазины и рады бы, но не могут.
Злата Заховаева, директор магазина «Брависсимо», заочно не соглашается с Сафоновой. Для ее бизнеса достаточно торговать только качественными итальянскими тканями. И в конкурентной борьбе она считает себя победителем за счет более низкой цены, которая формируется без накруток оптовиков, а напрямую головной компанией.
— Мы держим своих покупателей только за счет цен, — рассказывает Заховаева. — Конкуренты говорят, что у нас хуже качество, но это просто зависть. Другие просто не могут позволить себе такие цены.
Любопытно, что портрет покупателя за последние 10-15 лет довольно сильно изменился. Если раньше основной костяк составляли те, кто сам для себя шил одежду, то теперь круг сильно сузился. В него входят дизайнеры и представители ателье.
— Раньше надеть ведь было нечего, вот и шили все для себя, — вспоминает Сафонова. — Мой бизнес 15 лет назад начинался с того, что я сама шила для людей, а потом уже начала продавать ткани. Сейчас 30 процентов покупателей — дизайнеры, портные. Хотя и те, кто шьет для себя, остались.
Уход массового клиента директор магазина «Особые ткани» Елена Корнеева связывает с появлением довольно дешевых магазинов одежды.
— Сейчас остался очень малый процент модников, которые по-прежнему занимаются шитьем, — говорит Корнеева. — Либо же это люди с неформатной фигурой, которые не могут подобрать готовые вещи.
Сток
— Что касается ассортимента, то в Красноярске он довольно широк, — продолжает Елена Корнеева. — Есть одна проблема — народ немного отстает от моды. То, что сегодня модно на подиумах, у нас будет востребовано не раньше чем через год. Поэтому мы привозим ткань с выставки, и она, по сути, «лежит и ждет».
Костюмные ткани, в свою очередь, также делятся на две группы — восточные (как правило, дешевые — южнокорейские, китайские, индонезийские) и европейские (дорогие итальянские и немецкие). Первая группа, по словам Сафоновой, превалирует на полках в магазинах, расположенных в спальных районах. Вторая группа — основной товар для магазинов-лидеров. Причем цена на одну и ту же европейскую ткань у конкурентов может отличаться в два раза. Каждый выбирает сам, на чем зарабатывать: увеличивать наценку на дорогие ткани или делать ставку на объем продаж относительно дешевых. Поэтому и баланс сегментов во всех магазинах разный. В «Городе ремесел», например, перевеса намеренно нет — дешевые и дорогие ткани представлены в соотношении 50/50. Все потому, что в последнее время наряду с портретом покупателя изменилась и структура спроса — для пошива одежды покупать стали все больше ткани дорогие. Впрочем, оказывается, что и дорогие ткани не настолько дороги.
— Все итальянские и немецкие ткани, которые у нас продаются, надо признать, являются стоковыми, — признается Сафонова. — Я с трудом продам ткань текущей коллекции. Недавно по ошибке купила отрез ткани, который стоил 400 евро за метр. Пришлось вернуть ее обратно, потому что здесь бы покупателя не нашлось — представьте кусочек шифона за 17 тысяч.
Самая дорогая ткань в «Городе ремесел» стоит 24 тысячи за метр. Сафонова признает — это для престижа магазина. Основные же продажи составляют костюмные европейские ткани стоимостью около 800 рублей за метр. Своя доля и у восточных тканей, цена которых варьируется от 200 до 400 рублей.
О тяге к дорогим тканям говорит и Корнеева. К примеру, цена на натуральный шелк достигает трех тысяч рублей. Спрос не ажиотажный, но стабильный.
— Несмотря на довольно узкий круг покупателей, динамика продаж с каждым годом растет, — говорит Сафонова. Ее коллега из «Особых тканей» такой динамики не наблюдает. Скорее, говорит она, не продаж стало больше, а цены и денежный оборот увеличились за счет роста курса европейской валюты. Количество же покупателей намного ниже, чем раньше.
Базовая ниша
По словам игроков, отечественные ткани в красноярских магазинах практически не представлены. Связано это прежде всего с их низкой ценой.
— Нужно в день продать 100 метров того же ситца, чтобы получить хоть какую-то прибыль, — говорит Сафонова. — Это, сами понимаете, не вариант.
По словам Корнеевой, за отечественными тканями все ездят на городские базы.
— Там они довольно хорошо представлены, — говорит эксперт. — Но это в основном бельевой трикотаж и постельное белье. Очень дешевый сегмент рынка, магазины на нем не работают. Ведь гораздо проще купить комплект белья за 500 рублей, чем ехать за тканью, а потом еще и шить.
По материалам газеты «Вечерний Красноярск»