По нашим оценкам, в Красноярске продукты питания в среднем на 20 % дороже, чем в других городах Сибирского федерального округа. По мнению экспертов, на это есть две причины: специфика местного бизнеса и нежелание властей менять ситуацию. Однако ритейлеры высокие цены объясняют по-другому.
Самый рыночный рынок
Ритейлеры и эксперты сходятся на том, что цена товара определяется спросом и покупательской способностью, иначе говоря, ее устанавливает покупатель. «Наш рынок в этом смысле самый рыночный, — говорит Сергей Новиков, заместитель гендиректора по экономике сети супермаркетов „Красный яр“. — Мы можем продавать товар только по той цене, по которой его купит покупатель, в противном случае мы разоримся. С одной стороны поставщик со своим товаром, с другой — покупатель со своими деньгами. Мы предоставляем торговую площадку и берем за это некоторую маржу, чем лучше мы договоримся с поставщиком, тем наша маржа будет выше, потому что конечную цену нам диктует покупатель, самовольно поднять ее мы не можем».
Маржа, или попросту торговая наценка, в сетях примерно одинаковая — это тоже закон рынка.
— На товары ежедневного потребления (хлеб, растительное масло, яйца, макароны, мука) торговая наценка варьируется от 0 до 10 %, — рассказывает коммерческий директор торговой сети «Каравай» Лариса Кургановская. — Если брать только эту категорию товаров, то мы работаем в минус, такая наценка не покрывает средних расходов. Поэтому компенсация происходит за счет алкоголя и премиум-продуктов с наценкой 15-35 % и за счет non food — товаров, на которые наценка достигает 50 %.
Однако цепочка «сырье — товар на полке» содержит, кроме ритейлера и покупателя, другие звенья, деятельность которых, по мнению депутата ЗС, председателя Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края Валерия Сергиенко, никак не контролируется, а потому выявить «спекулятивную составляющую» в этой цепи невозможно.
— В конце июля я был в одном из пригородных районов края, — рассказывает парламентарий, — и беседовал с фермером, выращивающим картофель. По его словам, продав килограмм картофеля за 4,5 рубля, он окупит свои затраты, а продав по 6 рублей, он сможет очень хорошо заработать. В конце октября после известных пожаров он продал картофель по 13 рублей. Вряд ли кто-то станет его осуждать, но ситуация однозначная: ни в государстве, ни в крае не существует политики по контролю и снижению цен.
Помеха слева
Ритейлеры же основную причину высоких цен видят в удаленности региона.
— Транспортные расходы на доставку товара у нас выше, затраты на тепло выше, уровень зарплат в Красноярске самый высокий по Сибири, а значит, и расходы на содержание сотрудников у нас выше, — говорит Сергей Новиков. — Все это закладывается в цену. Однако, по мнению Сергея Лопатина, гендиректора компании «Вертикаль», занимающейся грузоперевозками, сети лукавят, называя транспортные расходы причиной высоких цен.
— У местных производителей транспортные издержки совсем небольшие, а федеральные производители в основном имеют свои представительства в близлежащих регионах, — объясняет Лопатин. — А на таком рынке, где представлено всего несколько крупных сетей, выгоднее не конкурировать между собой, а договориться и держать определенную наценку на разные группы товаров. Это правильная маркетинговая политика..
Удаленностью региона эксперты объясняют и отсутствие на нашем рынке федеральных игроков, таких как «Лента» и «Ашан», цены в которых обычно на 5-20 % ниже, чем у местных ритейлеров. С одной стороны, им мешает Уральский хребет, с другой — «география» самого Красноярска.
— Наш город чрезвычайно вытянут вдоль реки, в то же время недалеко застроен от берегов, — объясняет Сергиенко, — поэтому сеть надо выстраивать «продольно», что сразу вызывает удорожание логистики.
Однако в компании «Лента» заявили, что их ничто не смущает и не мешает, тем более на улице Караульной уже есть участок для магазина.
— Рынок Красноярска для нас интересен с точки зрения покупательской способности, кроме того, в городе мало представлены крупные игроки ритейла, — ответила на запрос «ВК» Яна Могилева, специалист по PR в компании «Лента». — Но в ближайшее время перед нами стоят другие задачи: завершить строительство магазина в Ростове, расширить экспансию в Северо-Западном регионе.
Однако, по мнению участников рынка, с приходом федералов ситуация с ценами изменится незначительно. Какая-то коррекция рынка и цен произойдет, считает Кургановская. Увеличится конкуренция, усилится борьба за покупателей, но глобального снижения цен не будет, федералы заходят в формате «гипермаркет», который, с одной стороны, предполагает большой ассортимент и низкие цены, с другой — не предполагает каждодневного посещения. Поэтому местные ритейлеры со своими «магазинами у дома» будут работать как раньше. Более того, корректировка произойдет и у федералов, проще говоря, они начнут играть по правилам местного рынка.
— Федеральные компании придут с демпингом, но потом адаптируются и «выравняют» свои цены, — уверен Валерий Сергиенко. — О покупателе должна заботиться местная власть; если бы она проводила политику по снижению цен, то можно было бы договориться с федералами. Это нормальная практика, когда власть, например, снижает налог на землю, но регламентирует торговую надбавку и устанавливает уровень максимальных цен.
Государственная заинтересованность
Вообще вопрос о регулировании торговой надбавки долго обсуждался и при принятии нового закона «О торговле», и после него. Некоторые регионы даже используют эту меру, устанавливая на определенные группы товаров максимально допустимую надбавку. В Красноярске тоже пытаются удешевить продукты, но только местного производства.
— Из бюджета края возмещалось 5 % от объема закупок, поставляемых сетям местными производителями, что составляет 30-35 % от нашего общего ассортимента, — рассказывает Лариса Кургановская. — К сожалению, пока не известно, будет ли этот закон принят на следующий год.
Хотя в прошлом номере «ВК» подробно описал, как закон сработал в текущем году. Точнее, не сработал. Однако даже эти меры, по словам Валерия Сергиенко, носят точечный характер и не оказывают существенного влияния на общий уровень цен.
— По большому счету наше государство заинтересовано в высоких ценах на товары и тарифы, — рассказывает он, — ведь чем выше цены, тем больше налогов можно собрать, поэтому проводить политику по снижению цен власти просто невыгодно.
Невыгодно властям и пускать на местный рынок федералов, так или иначе «корректирующих» цены на продукты. С их приходом сбор налогов с местного бизнеса может уменьшиться, а с «гостей» взять ничего не получится. Помимо бюджета пострадают и местные производители. По словам Сергиенко, сетевая торговля предъявляет к поставщикам очень высокие требования и по объему, и по качеству, и по ритмичности:
— Федералы поставят нашим производителям невыполнимые при сегодняшнем уровне производства условия, что потребует существенной модернизации мощностей и создания логистических центров. Способствуя своим товаропроизводителям, возможно даже на интуитивном уровне, власть не привлекает федеральных игроков. Не привлекает, но, по мнению экспертов, и не отталкивает.
— Экономических или других барьеров для входа на рынок, думаю, нет, — говорит Сергей Новиков. — Федералы все равно придут, это лишь вопрос времени. Кстати, наш рынок изучают и мировые лидеры продуктового ритейла. Carrefour, например, заявил о своем расширении в России, компания Spar заинтересовалась нашим рынком. Думаю, через несколько лет все они будут здесь.
Что будет с местным бизнесом, местными производителями и местными ценами, когда придут федералы или международники, никто точно не знает. Не знает никто и ответа на вопрос, почему в Красноярске такие высокие цены. Более того, ритейлеры уверены: цены экономически обусловлены, в общем не выше среднесибирских.
— Сверхприбылей никто не имеет, рентабельность торговой сети порядка 3 %, — уверяет Лариса Кургановская. — Мы общаемся с новосибирскими и алтайскими сетями, поэтому могу точно сказать, что торговая наценка у всех примерно одинаковая. И в нашем регионе, хотя каждая компания сама выбирает технологию ценообразования, цены в основном совпадают.
Виктория Дмитриева
Таблица цен
Товар |
Города |
||||
|
Новосибирск |
Барнаул |
Кемерово |
Омск |
Красноярск |
Молоко «Простоквашино», 1 л, 2,5 % жирности |
34,86 |
34, 99 |
42,3 |
38,13 |
44,23 |
Водка «Пять озер», 0,5 л |
122, 98 |
129,9 |
127,15 |
130,4 |
134, 07 |
Хлеб белый, 500 г |
16,33 |
15,6 |
15,4 |
16,27 |
18,58 |
Яблоки «Гренни Смит», 1 кг |
68,81 |
79,9 |
83,8 |
79,17 |
85,06 |
Апельсины ЮАР, 1 кг |
56,45 |
55,9 |
56,4 |
57,82 |
60,66 |
Шоколад Alpen Gold, 100 г |
31,42 |
30,4 |
34,4 |
31,88 |
37,47 |
Свинина свежая (шея), 1 кг |
285,57 |
249 |
263,5 |
260,6 |
305,67 |
Ножки куриные, 1 кг |
141,6 |
140,9 |
140,5 |
140,95 |
143,28 |
По собственным подсчетам «ВК» и экспертов отрасли