Полет в космос — удовольствие достаточно дорогое и до сих пор не всегда успешное. Вспомним хотя бы недавнюю неудачу со спутниками ГЛОНАСС. Но вот незадача, многим физикам невесомость нужна позарез для проведения различных экспериментов. Нужна она и красноярским ученым.
А знаете ли вы, что в невесомости можно побывать и не летая в космос? Для проведения экспериментов с невесомостью красноярские ученые ездят... во Францию. У французов есть специально оборудованный для этого самолет-лаборатория. В год самолет совершает несколько десятков рейсов. Во время каждого рейса несколько команд исследователей нашпиговывают его своими установками и приборами.
Доклад молодого ученого из Института вычислительного моделирования СО РАН Ильи Рыжкова я услышал в конце прошлого года на праздничном заседании молодых ученых Красноярского научного центра. Я и не знал (а что уж говорить об остальных красноярцах), что подобными исследованиями занимаются у нас в городе. Сразу определимся с терминами. То, что создают в самолете, правильнее называть не невесомостью, а микрогравитацией. Абсолютную невесомость в самолете создать невозможно.
Для чего же Илье микрогравитация? Илье нужна «почти невесомость» для того, чтобы исследовать поведение жидкости в замкнутом объеме. Эти исследования проводятся в тесном сотрудничестве с учеными Центра Микрогравитации при Свободном университете Брюсселя (Бельгия). Бельгийские ученые являются основными организаторами экспериментов и разрабатывают для них специальное научное оборудование.
Представим себе закрытую бутылку, в которую налита вода. Теперь нагреем бутылку с одной стороны и охладим с другой. После этого потрясем бутылку. В воде образуются сложной формы течения, которые будут переносить тепло и холод из одной части бутылку в другую. Если это делать на Земле, на форму течений влияет сила тяжести. В невесомости же поведение системы будет совсем другим. На первый взгляд задача кажется почти бессмысленной и никчемной. А если подумать, что речь идет не о бутылке, а, например, о полных топливных баках. Или о любой другой закрытой емкости, наполненной чем-нибудь жидким, на борту летательного аппарата. Уверяю вас, таких емкостей на борту космического аппарата наберется достаточно.
Я подозреваю, что научная сторона вопроса заинтересует немногих читателей Newslab.ru, поэтому перейдем к самой захватывающей части. Рассказ в деталях от Ильи Рыжкова о том, как же в самолете создают невесомость. Итак, Аэробус-300. Размах крыльев — 45 метров, длина самолета — 54 метра, вес — примерно 100 тонн. Летит себе эта махина на высоте 6 километров и вдруг ускоряется, задирает нос и начинает подъем. Во время этого ускорения сила тяжести в самолете достигает 2g. Что это значит? Это значит, что ваш вес увеличивается в два раза. В это время, по словам Ильи Рыжкова, в самолете лучше лежать.
Аэробус поднимается все выше и выше, и, когда угол полета достигает 47 градусов, летчики сбрасывают тягу. В этот момент самолет ведет себя как брошенное под углом к горизонту тело — он летит по параболе, и для всех объектов внутри наступает невесомость. Она длится примерно 20 секунд. Затем летчики врубают тягу и выводят самолет на прежний курс. Во время снижения вес всех предметов опять удваивается.
Чтобы лучше понять, как это происходит, посмотрите видео. Сначала вы видите Илью, распластанного двойным весом. Ну а дальше.... свободный полет, круче чем во сне. Вам еще не завидно? Подумываете о том, что надо идти в науку? Я уверен, что не так много профессий позволят испытать подобные ощущения, решайтесь, пока не поздно :)
Егор Задереев