В первом чтении закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации и связи в Красноярском крае» приняли в конце прошлого года. На ближайшем заседании сессии нужно принимать во втором. Перед этим депутаты решили выслушать тех, для кого принимается документ.
Главным выступающим от инвалидов пригласили Евгения Лукина, директора производственно-реабилитационного предприятия «Инвакросс». От его речи стало как-то неловко и стыдно. Но видимо, не всем. Лукин не просил. Он требовал. Требовал установить пандусы, покупать качественные средства реабилитации, «а не китайские», требовал индивидуальный подход к каждому инвалиду, бесплатные места на платных автостоянках, выделенные места для автомобилей у домов.
— У нас в Красноярском крае человек, родившийся или ставший инвалидом, не имеет возможности обучиться вождению автомобиля, получить водительское удостоверение. Даже справку медицинскую по форме не получить, если ты передвигаешься на коляске, — рассказал Лукин. — Профессионально переоборудовать автомобиль под инвалида тоже негде.
Вогнать в краску
Евгений Лукин предложил выделить для инвалидов в каждом населенном пункте определенный район, наиболее пригодный для проживания. По его словам, так делается и в Испании, и в Германии. Причем, это не гетто и не «город солнца». Просто в одном районе гораздо проще устроить необходимую безбарьерную среду, чем сделать это во всем городе. В Красноярске в качестве такой территории Лукин предложил микрорайон Пашенный, где уже есть необходимая транспортная инфраструктура — железнодорожная станция и речной порт.
Далее Лукин предложил в каждом муниципальном образовании разработать специальную программу, которая будет работать на создание безбарьерных сред.
— Василий Васильевич, у вас в Красноярске есть такая программа? — спросил председатель комитета Анатолий Ромашов приглашенного социального работника из красноярской мэрии по фамилии Куимов.
— Нет, такого проекта нет, — однозначно ответил Куимов. — И не делаем, потому что никаких инвестиций под это не хватит.
Лукин «проглотил» и продолжил. Он заявил, что краю необходим специализированный санаторий на юге. Потому что ныне действующие санатории специализированными назвать нельзя. А после вообще отважился на провокацию.
— Уважаемые депутаты, вот кто мне из вас может назвать цифру инвалидов-колясочников, проживающих в его округе? — спросил Лукин. — Я вам гарантирую, что ни у вас, да и вообще ни в одном учреждении края, точной цифры нет.
При этом он не ждал ответа, а депутаты его не искали. Лукин рассказал, что реальное количество колясочников в крае — 1 % от всего населения. Это, если задуматься на секунду, 30 тысяч человек — в полтора раза больше населения города Енисейска.
Инвалиды
После того как Лукин закончил, опомнился Куимов. Он заявил, что, оказывается, программа в Красноярске есть. Но денег катастрофически не хватает.
— Никто не требует от нас революционных подходов, — успокоил его Ромашов. — Появился же подъемник в районе мединститута, значит, кто-то в городе об этом думает.
Куимов, соглашаясь, покивал. И рассказал, что в рамках программы, про которую он неожиданно вспомнил, городские власти стараются обустраивать места общего пользования — дома культуры, поликлиники, спортивные площадки — так, чтобы инвалиды могли свободно туда попадать. Однако тут же, предвещая вопрос «где это все?», заявил: чтобы все обустроить, потребуется очень много миллиардов рублей. А посему есть другой выход — мобильные бригады, которые смогут отвозить и привозить инвалидов туда, куда им понадобится.
Инициатива социального работника получила гран-при. Даже депутат Марина Добровольская, не проявлявшая до этого интерес к беседе, решила войти в состав рабочей группы, которая будет обсуждать инициативу Куимова. Итог подвела Светлана Андронова. Она заявила, что в этом году депутаты обязательно постараются законодательно создать мобильные бригады. А уже в следующем году они могут появиться. Переведем с птичьего на русский — потерпите, уважаемые 30 тысяч инвалидов, еще год. И тогда может быть...