Главная
>
Статьи
>
ТЮЗ без Няньчука

ТЮЗ без Няньчука

27.01.2011
47

Андрей НяньчукДаже не верится, что это наконец свершилось. Андрей Анатольевич Няньчук официально оставил пост художественного руководителя Красноярского ТЮЗа.

Не раз замечала: когда какое-то идейное противостояние (а другого не бывает, кто бы что ни плел из больной головы) заканчивается фиаско противника, не испытываю ожидаемой радости. Наваливается только какая-то невероятная усталость... Особенно если противостояние было затяжное, как в нашем случае с Андреем Анатольевичем. Длилось оно, шутка ли, девять лет. Хотя, справедливости ради, все же не 9, а 5-6. Поднимаю свои старые публикации — везде рефреном звучит одна мысль: в театре много застарелых проблем, но хочется надеяться, что под руководством нового худрука он из них выберется. Надежды не оправдались. Хотя в то время очень хотелось верить, что у театра под руководством Няньчука все получится.

Справедливости ради — и до его прихода в ТЮЗе уже накопилось проблем выше крыши. Полная творческая несостоятельность предыдущего главного режиссера Леонида Федотенко, который потом подался в политику. Кстати, распространенное явление в искусстве — в депутаты или в чиновники из этих кругов обычно уходят люди, несостоявшиеся в профессии. Так что не удивлюсь, если скоро и Андрей Анатольевич надумает куда-нибудь баллотироваться.

Но вернемся к его приходу на пост руководителя ТЮЗа. Что очень символично, вступление Няньчука в эту должность было отмечено молнией, шарахнувшей прямиком в крышу театра. Помню, тогда театральный народ шутил — мол, знак слишком уж впечатляющий, Няньчук в ТЮЗе явно не ко двору. Как в воду глядели... Только затянулось это «не ко двору» почти на десять лет.

А тогда казалось, что новый худрук играючи сдвинет горы. Напористый, энергичный, очень обаятельный. Опять же, сам из актерских кругов — ему хотелось верить. И, возможно, все в театре было бы хорошо, если бы Андрей Анатольевич не брался сам за режиссуру, а направил бы свою кипучую энергию на приглашение толковых режиссеров со стороны. Как это делал когда-то Геннадий Перцев в свою бытность директором музкомедии — в прошлом танцовщик, за постановки спектаклей он сам не брался. У Няньчука же, ко всеобщей печали, проснулись режиссерские амбиции. Которые, правда, не пошли дальше того, чтобы сканировать чужие находки. Так было, например, со спектаклем «Театр, или Шум за сценой» (посмотрите фильм с Майклом Кейном — один в один!). Потом та же самая история повторилась с «Маленьким принцем» (поищите отличия с одноименным французским мюзиклом). А поскольку видимо в глубине души Няньчук осознавал, что в режиссуре он не тянет, сильных постановщиков со стороны в театр долгое время не приглашал. Дабы не возникало ненужных сравнений...

В итоге изрядная доля шишек сыпалась на актеров. Хотя приезжие критики на одном из просмотров отметили, что говорить об актерской игре в ТЮЗе вообще нет смысла — настолько беспомощна режиссура. И как доказал в прошлом сезоне питерский режиссер Тимур Насиров — во внятной режиссуре те же самые актеры выглядят совершенно иначе. Вопрос смены творческого лидера в театре встал ребром.

Как проходил этот процесс, можно было наблюдать на протяжении всего предыдущего сезона. Андрей Няньчук сдаваться упорно не хотел, министерство культуры заняло выжидательную позицию — видимо, надеясь, что все разрешится само собой. Не разрешилось. Пришлось сократить в театре саму должность худрука. Непонятно только одно — что мешало сделать это еще два года назад? Зачем было доводить ситуацию до абсурда, трепать нервы артистам?..

Так или иначе, запутанный узел разрублен. И это уже хорошо. Но было бы наивно полагать, что проблемы ТЮЗа на этом закончились. В театре сейчас нет фигуры, на которую было бы удобно сваливать все просчеты и недостатки, поэтому отвечать за все придется самим. ТЮЗу также предстоит определиться со своим художественным курсом и новым творческим лидером. И дай Бог ему в этом удачи.

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать