Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Как сделать медицину качественной?

Как сделать медицину качественной?

18.03.2011
6

Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» вступил в силу более двух месяцев назад. Почувствовали ли мы перемены к лучшему, есть ли положительные сдвиги? Понятно, что радикально изменить ситуацию, сложившуюся на данный момент в российской медицине, за столь малый срок невозможно. Закон ведь не волшебная палочка, взмахнул - и всё тут же наладилось. Процесс превращения отечественной бесплатной медицины в медицину действительно качественную наверняка займет не один год. И чтобы этот процесс ускорить, потребуются усилия всех участвующих в нем сторон - включая рядовых граждан.

Переломить ситуацию

Валентина Злобина не сомневается в эффективности нового законаНа брифинге, состоявшемся 11 марта в рамках ежегодной специализированной выставки «ЕнисейМедика-2011», специалисты Красноярского краевого фонда ОМС и представители страховых медицинских организаций в подробностях рассказали о тех изменениях, которые влечет за собой новый Федеральный закон об ОМС.

- Своевременность и необходимость принятия закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января этого года, сомнению не подлежит, - сразу обозначила Валентина Злобина, помощник директора КФОМС. - На сегодняшний день 65% российских граждан не удовлетворены качеством и доступностью медицинской помощи. Чтобы переломить эту ситуацию, государство приняло решение модернизировать систему здравоохранения и в значительной мере усовершенствовать систему обязательного медицинского страхования. Фактически новый закон об ОМС выстраивает новую модель работы, которая реально должна обеспечить застрахованным гражданам бесплатную, доступную и качественную медицинскую помощь.

Следует учесть, что переход на новую модель обязательного медицинского страхования будет не одномоментным, этот процесс рассчитан минимум на пять лет и продлится до 2015 года. Коротко об основных новациях Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ». В мае этого года россияне начнут менять свои прежние страховые полисы на полисы ОМС единого образца, не требующие замены при смене страховой медицинской организации и места жительства, действующие на всей территории Российской Федерации. При этом каждый гражданин может - и обязан! - самостоятельно выбрать страховую медицинскую организацию, которая впоследствии станет защищать его права и законные интересы при получении медицинской помощи. Начиная с сентября текущего года, в систему ОМС будут постепенно включаться частные медицинские организации. К концу 2012 года планируется полностью завершить техническое переоснащение государственных больниц и поликлиник, вошедших в программу модернизации здравоохранения. С 2013 года вводится электронный полис ОМС, действующий на всей территории РФ.

- С 1 января для всех работодателей на 2% увеличена налоговая нагрузка по части страховых взносов, - напомнила Валентина Злобина. - Нужно четко понимать, куда пойдут эти деньги. За счет увеличившихся налогов в 2011-2012 годах будет собрано порядка 460 миллиардов рублей. Эти средства будут направлены на модернизацию здравоохранения для решения трех основных задач: на переоборудование и ремонт больниц, на информатизацию медучреждений, на внедрение по всей стране стандартов медицинской помощи. Кроме того, планируется принять меры по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи: обеспечить укомплектованность медицинских учреждений врачами-специалистами, повысить оплату труда врачей-специалистов и специалистов со средним медицинским образованием, внедрить стандарты амбулаторной помощи, включая обеспечение лекарственными средствами для диагностики и лечения.

Как получить новый полис

Модернизация должна вывести отрасль здравоохранения на новый качественный уровень. Ну а за соблюдением прав каждого застрахованного гражданина на полноценное и бесплатное медицинское обслуживание обязаны следить страховые медицинские компании, и, конечно, территориальный фонд ОМС.

- Новый закон предоставляет застрахованным гражданам право самостоятельно выбирать: страховую медицинскую организацию, медицинское учреждение и врача, - объясняет Галина Фролова, председатель краевой ассоциации страховых медицинских организаций. - Выбрать страховую компанию можно один раз в год, в период с 1 января по 1 ноября.

За исключением случаев, когда застрахованный изменил место жительства, и по его новому месту жительства нет страховой организации, полис которой у вас на руках (в таком случае нужно уже на новом месте жительства выбрать другую страховую компанию, и сделать это в течение 1 месяца после переезда). При замене страховой организации на обратной стороне полиса делается соответствующая пометка.

В Красноярском крае выбор страховой компании до сих пор самостоятельно делали только неработающие граждане, за остальных все решал работодатель. С 1 января 2011 года самостоятельный выбор осуществляют как работающие, так и неработающие граждане. Работодатель не имеет права делать выбор своих работающих, т.к. это является ограничением их прав.

С 1 мая гражданам будет выдаваться полис нового, единого образца. Изготовление новых полисов организуется централизованно Федеральным фондом ОМС. Замена прежних полисов на новые будет проводиться в течение 2-3 лет. При этом закон четко указывает - все полисы ОМС, которые были выданы до 1 января 2011 года, действительны вплоть до их замены на полисы единого образца, но не позднее 31 декабря 2013 года.

- Разумнее всего будет совместить выбор страховой компании и замену прежнего полиса на новый, - говорит Галина Фролова. - Настоятельно рекомендую не торопиться с выбором страховой медицинской организации. Ваш выбор должен быть осознанным, взвешенным. Гражданин должен понимать - выбирая страховую компанию, он фактически выбирает своего защитника.

И это действительно так, ведь сейчас закон, с одной стороны, ужесточил требования к страховым компаниям (например, по информированию граждан об условиях и видах оказываемой медпомощи по полису ОМС), с другой - расширил и укрепил возможности контроля за доступностью и качеством оказываемой застрахованным медицинской помощи. Только та страховая компания, которая реально решает проблемы пациентов, может рассчитывать на увеличение клиентской базы. Другими словами, в новых условиях возникает здоровая конкуренция, от чего, в конечном счете, застрахованный только выиграет.

Наши права - под надежной защитой

Закон предусматривает еще одно революционное нововведение - возможность участия в системе ОМС медицинских учреждений любой формы собственности, в том числе коммерческих клиник. Частные медучреждения, решившие участвовать в реализации программы ОМС, должны подать уведомление в краевой фонд ОМС до 1 сентября. И тогда на период следующего года такой медицинской организации будет определен конкретный объем медицинской помощи, зафиксированный Программой госгарантий.

Порядок выбора гражданином той медицинской организации, куда он предпочитает обращаться за медицинской помощью, будет определен позднее. Но какое бы учреждение вы ни выбрали, закон гарантирует - бесплатная медицинская помощь будет качественной и доступной. За соблюдением этого будет следить выбранная вами страховая медицинская компания. Сейчас закон дал страховщикам реальные инструменты и рычаги воздействия на «нерадивые» медицинские учреждения - от медико-экономических экспертиз и экспертиз качества до буквального уменьшения оплаты за медицинскую помощь в случае нарушений, а также штрафных санкций за отказ в оказании медицинской помощи.

На территории Красноярского края обязательное медицинское страхование осуществляют 3 региональные компании: ЗАО МСО «Надежда» (Красноярск, ул. Павлова, 14), ООО МСК «Медика-Восток» (Красноярск, ул. Кольцевая, 5), ЗАО СО «Корпорация Медицинского Страхования» (Красноярск, ул. Марковского, 33), в которых застраховано около 80% всего населения края, и 5 филиалов инокраевых страховых медицинских организаций.

- Запомните, что при возникновении проблем, вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи и нарушением прав, застрахованный гражданин прежде всего должен обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую ему полис ОМС, - советует Валентина Злобина. - У каждого страховщика есть телефон горячей линии, туда и нужно немедленно звонить за разъяснениями и уточнениями. Или можно воспользоваться круглосуточным бесплатным телефоном доверия «Право на здоровье» - 8 800 700 003. Страховые медицинские организации также обязаны выдавать своим застрахованным специальные информационные материалы «Памятки застрахованному», где четко прописаны права и обязанности всех участников системы ОМС. Читайте, изучайте - свои права необходимо знать. Ни один закон не заработает в полную силу, пока граждане будут оставаться пассивными. Чтобы государственная медицина стала качественной, каждый из нас должен приложить к этому усилие.

Иван Стропилов, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать