Роботы издавна были любимыми героями фантастических произведений. Такие же, как мы, только механические - о, сколько из этой простой формулы можно было извлечь конфликтов. С развитием компьютерных технологий, когда изобразить на экране стало возможно практически всё, что только способен нафантазировать человеческий разум, роботы тоже активизировались и стали всё чаще заглядывать к нам на огонёк. Посмотрим, какие были относительно недавние примеры интересных взглядов на эту тему.
Да, напоминаю - в данной рубрике нет попытки составить топ-5 самых-самых фильмов на все времена. Скорее, это такое ни к чему особенному не обязывающее перебирание свежих выступлений на заданную тему - и в нём, разумеется, не хватит места упомянуть всё-всё-всё хорошее. Имейте в виду.
«Я, робот»
Этот фантастический детектив Алекса Пройаса заимствовал название у знаменитого произведения Айзека Айзимова, но даже и не пытался рассматривать вопросы взаимоотношения людей и роботов на столь же глубоком уровне. Вместо этого авторы фильма отдавали предпочтение более простенькой параноидальной мысли о том, что мыслящие железяки в какой-нибудь не очень прекрасный день непременно восстанут против своих создателей - и затем воплощали её в виде большого голливудского боевика со спецэффектами. Не самого худшего голливудского боевика, заметим - но в любом случае в карьере и режиссера Алекса Пройаса, и звезды фильма Уилла Смита хватает фильмов получше.
«Роботы»
В этом мультике от авторов «Ледникового периода» рассматривается исключительно детский взгляд на вопрос существования роботов - что, тем не менее, совсем не помешало его создателям проявить невероятную фантазию при создании города, который был построен и населён исключительно роботами.
Робот-сити - лучшее, что есть в мультфильме; и если бы вся остальная история в мультике была выполнена на таком же уровне полёта, как и этот визуальный триумф, «Роботы» без сомнения были бы одним из лучших мультфильмов на свете.
«Искусственный разум»
Если закрыть глаза на анемичный пролог длиной не менее получаса и на совсем уж немыслимую коду, то эта фантастическая история о путешествии мальчика-робота через антиутопическое будущее, унаследованная Стивеном Спилбергом от Стэнли Кубрика - лучшее, что сделал Спилберг за последние пару десятилетий.
Вопросы интеграции роботов в мир людей, кстати, в «Искусственном разуме» рассматриваются более чем подробно - и ставят в процессе довольно неутешительный диагноз человеческой расе. Если бы фильм заканчивался в том месте, где главный герой прибывал в затопленный парк аттракционов в Нью-Йорке - это был бы один из мощнейших фантастических фильмов прошедшего десятилетия.
«ВАЛЛ-И»
В этой истории про то, как последний робот-мусорщик на Земле влюбился в исследовательскую капсулу по имени «Ева» и тем самым изменил историю всей планеты, студия «Пиксар», и без этого исправно поставляющая нам шедевры последние полтора десятка лет, взяла и разом превзошла саму себя по всем статьям. Удивительным образом за трогательной и смешной историей глазастого влюбленного механизма встаёт довольно серьёзная и злая антиутопия одновременно экологического и общественного толка - и тот факт, что «Пиксар» умудрились придумать для такой сложной истории совершенно естественный хэппи-энд, в очередной раз подтверждает давнее подозрение. Да, чёрт возьми, они там просто гении какие-то.
«Трансформеры»
Знаю, знаю - сам я постоянно ворчу в адрес этого мозгодробительного сериала Майкла Бэя, но обойти его в разговоре о фильмах про роботов было бы как-то неверно. «Трансформеры» - это такой слон в посудной лавке фантастики про роботов, явление крупное, неуклюжее и скорее деструктивное. Фантастика про гигантских роботов из космоса тут сводится в основном к бесконечному лязгу металла о металл - но людям, вроде, нравится. Этим летом выходит уже третий фильм, в котором Бэй клянется исправить все недостатки второго (да, к данному моменту их наличие признали даже сами авторы сего батального полотна) - пойдём смотреть и его, куда деваться.
Бонус-трек: немного классики
«Бегущий по лезвию бритвы»
Сейчас как-то странно даже думать, что на момент своего выхода в далеком 1983-м году этот фильм Ридли Скотта никому особо не глянулся и незаметно потонул в прокате. Сегодня «Бегущий» - признанная классика и один из главных фильмов о том, насколько оправдана человеческая предполагаемая монополия на сознание и душу.
Да, понятно - репликанты из «Бегущего» не совсем роботы; но не упомянуть эту картину в подобном разговоре кажется немного кощунственным.
«Звездные войны»
Само собой, этот фильм не только и не столько про роботов. Но вот эта парочка робота-переводчика Ц-3 Пи-О и ходячего посвистывающего пылесоса Р2Д2 является, наверное, главным комическим робо-дуэтом современной кинофантастики.
Независимо от отношения к лукасовской саге в целом, не попасть под очарование этих ребят практически невозможно.
«Терминатор»
Вот ещё один киногерой навсегда - безжалостный киборг-убийца из будущего с лицом Арнольда Шварценеггера.
Снова робот - лишь повод для очередного размышления о том, что делает человека человеком; впрочем, что в процессе этого размышления Джеймс Кэмерон успевает сделать целых два лучших боевика на свете, тоже никому не мешает.
«Робокоп»
Опять получеловек-полумашина, опять борьба эмоций и воспоминаний с механическими программными директивами - только на этот раз эти вечные фантастические темы оказались в железных руках голландца Пола Верхувена, который превратил довольно проходной фантастический боевичок в бескомпромиссную и мощную картину, которая и два десятилетия спустя остаётся такой же могучей и свежей, как на момент выхода.
«Железный гигант»
Пожалуй, наименее известная картина в этом списке. Этим мультиком про дружбу гигантского боевого робота из космоса и обычного 12-летнего пацана в полнометражной анимации дебютировал Брэд Бёрд, автор «Суперсемейки» и «Рататуя».
Поместив действие во времена холодной войны, Бёрд отлично использовал тогдашнюю атмосферу всеобщей постядерной паранойи и сочинил не только проникновенную антимилитаристскую историю, но и очень смешной, трогательный и захватывающий мультфильм.
Сергей Мезенов