Этот род деятельности называют бизнесом для фанатов. Разведением, содержанием и уходом за лошадьми люди занимаются не для заработка, а для удовольствия. Особенно в Красноярске, где до сих пор, по мнению специалистов, не хватает площадок для тренировки. А существующие работают «в ноль», несмотря на платные услуги, популярность которых растет с каждым годом.
Маловато будет
В Красноярске шесть ипподромов и, по мнению директора конноспортивного клуба «Кураж» Натальи Радионовой, их слишком мало для миллионного города.
- Людей, которые хотят заниматься конным спортом хотя бы на любительском уровне, очень много, - рассуждает Радионова. - Востребованы качественные тренировочные площадки, комплексы, но их, в полном смысле этого слова, нет. Один-единственный крытый манеж, кстати, самый большой за Уралом, в краевом центре сохранился с советских времен, благодаря КраМЗу. И то он практически в аварийном состоянии.
Сейчас манеж принадлежит одному из клубов при ДЮСШ «Кентавр». Кроме «Кентавра» (ул. Пограничников) и «Куража» (Емельяново) работает конноспортивный клуб «Гранат» в поселке Дрокино близ Красноярска, клуб «Ласковый ветер» в районе Базаихи, ипподром КрасГАУ в Ветлужанке и красноярский ипподром в Центральном районе.
- В Красноярске много хороших спортсменов, но для них нужны качественные тренировочные поля, которых у нас дефицит, - говорит Радионова. - Почти все частные клубы только развиваются, все комплексы еще доводить и доводить до ума.
С экспертом согласен и директор АНО ДЮСШ по конному спорту «Кентавр», президент региональной федерации конного спорта Юрий Голиков.
- Планы по расширению нашего комплекса глобальные, но они требуют и огромных инвестиций, - заявляет он. - Мы же пока работаем «в ноль». Приходится даже сдавать манеж регбистам, чтобы продержаться на плаву.
Спортивные соревнования проводятся благодаря поддержке спонсоров и бюджетному финансированию.
Подкованные бизнесмены
По оценкам экспертов, в Красноярске сегодня порядка 250 профессиональных спортсменов, и более 1000 человек, которые занимаются лошадьми на любительском уровне.
- Мест для размещения лошадей, имеющихся в Красноярске, для всех желающих давно не хватает, - говорит Юрий Голиков. - Но вряд ли у нас появятся новые ипподромы - строить их экономически невыгодно, это бизнес для фанатов. Фактически в полную силу площадка работает только четыре месяца в году, остальное время простаивает. Окупить такой проект очень тяжело, такая же ситуация и за рубежом, где конные клубы существуют на государственные субсидии.
Все частные ипподромы в городе построены на средства фанатов конного спорта, выживают же за счет платных услуг населению. Очень востребованы прокат лошадей (порядка 500 рублей в час) и платные индивидуальные тренировки с инструктором (700 рублей за одно занятие). Занятия в группе оплачиваются помесячно и стоят в районе 3 000 рублей для взрослых и порядка 1500 - для детей. Были в Красноярске попытки поставить на коммерческие рельсы туристические прогулки на лошадях, но подвел спрос.
Содержание лошади на базе конного клуба стоит 10 000 рублей в месяц. Сюда входит аренда денника, кормление, уход.
- Очень интересно обстоят сейчас дела с кормом, - рассказывает Голиков. - Из-за прошлогодних проблем с урожаем, я не могу нигде найти хороший овес. Зерно, которое стоило 2,5 рубля, теперь продают за 10 рублей - почти все скупила Москва.
Несмотря на дороговизну услуг, мало кто из конезаводчиков предпочитает самостоятельно содержать лошадь в загородных домах. В своем приусадебном хозяйстве скакунов держат только «прокатчики», которые катают людей по набережной и в других местах отдыха. При этом, по мнению профессионалов, далеко не всегда за животными ухаживают правильно и грамотно с ними работают.
- С каждым годом все популярнее становится иппотерапия, - говорит Радионова. - Родители записывают детей в очередь на несколько недель вперед, хорошие тренеры просто нарасхват. Причем в рекламе такая услуга не нуждается, информация разлетается из уст в уста.
Стоит для горожан 25-минутное занятие 300 рублей.
Сбрую в зубы
Зато различные товары для лошадей в городе дефицитом не являются - этот рынок даже перенасыщен. Самыми востребованными являются товары эконом-сегмента: дешевые седла, уздечки.
- У нас при клубе работает магазин специализированных товаров, но реализация очень низкая, - говорит Голиков. - Все-таки спрос ограничен. На меня выходят московские фирмы с предложениями о сотрудничестве, но приходится им отказывать - их цены никого в Красноярске не привлекут. За год я продаю 10-12 седел стоимостью 15 000 рублей, о какой рентабельности можно говорить? Пытались выходить на уровень края, в сельскую местность, но оказалось, что им требуется настолько плохое и дешевое снаряжение, что заниматься таким просто стыдно.
Также почти при каждом клубе есть свой ветеринарный врач, который занимается лошадьми. В городских ветклиниках специалисты такого профиля также есть, но по оценке экспертов, качество их работы ниже среднего. Не хватает опыта, а лошади требуют особого подхода.
- Лошадей конноспортивные клубы покупают редко, - говорит Наталья Радионова. - В основном разводим сами, потому что перспективный жеребенок с хорошей родословной для занятий спортом стоит от 300 000 рублей и выше. Если это лошадь хобби-класса или для ребенка, конечно она будет стоить дешевле, но не меньше 30 000.
Так что рентабельность конного бизнеса крайне мала, несмотря на востребованность услуг. Хотя тренеры рассказывают дикие истории, как некие предприимчивые красноярцы делают деньги: покупают в декабре где-то на селе лошадь по цене мяса, две новогодних недели катают на ней детей на елках, а потом просто бросают на улице. Но это уже совсем другая история.
Кира Сергеева, интернет-газета Newslab.ru