Режиссер — Мэтью Чэпмен
В ролях: Чарли Ханнем, Лив Тайлер, Патрик Уилсон, Теренс Ховард, Кристофер Горэм
Продолжительность — 110 мин
Вот вам небольшая загадка. Новые произведения талантливых и молодых режиссеров вроде Уэса Андерсона («Бесподобный мистер Фокс») и Спайка Джонзи («Там, где живут чудовища») пролетают мимо нашего проката, потому что прокатчики уверены, что зрителя на эти картины нет. При этом ерунда вроде художественного фильма «Цена страсти» идёт не просто в широком прокате на всю страну, а ещё и стартует за пару недель до своей американской премьеры. Внимание, вопрос — а на ЭТО, что, зрители ЕСТЬ?
В художественном фильме «Цена страсти» происходит следующее — небритый высокий блондин (Ханнем) стоит на карнизе и собирается прыгнуть вниз, а немолодой усталый полицейский (Ховард), у которого с утра день тоже не совсем задался, уговаривает его этого не делать. В диалоге между этими двумя персонажами выяснится, что прыгать блондин собрался по сложному комплексу причин, возникших из сложного комплекса взаимоотношений с соседями по подъезду, недавно въехавшей семейной парой христиан-фундаменталистов (Уилсон и Тайлер).
Примерно на третьей минуте полицейский, несколько нелепо торчащий почти весь фильм из окошка, спросит будущего самоубийцу (и главного героя фильма) «А в бога ты веришь?» Тот не верит — зато, как уже выяснилось буквально репликой ранее, приютил у себя дома ВИЧ-положительного приятеля-гея после того, как все от него отвернулись в связи с диагнозом. Две эти характеристики более-менее исчерпывающе описывают представления режиссера и сценариста Чэпмена о том, как надо жить хорошему человеку — а дальше он ещё почти два часа будет рассказывать нам, как не надо. Серьёзно и обстоятельно, грозя пальчиком и назидательно качая головой.
Поначалу эта смертельная серьёзность, с которой Чэпмен увлеченно обличает людей, пользующихся верой и цитатами из Библии для прикрытия собственных внутренних бездн, кажется типичной болезнью режиссера-дебютанта — когда желание ввязаться в серьёзный разговор сильно перевешивает его способность формулировать связные и весомые аргументы. При внимательном изучении вопроса, однако, картина оказывается куда более странной и интересной.
Оказывается, этот Мэтью Чэпмен — прямой потомок Чарльза Дарвина, вполне взрослый состоявшийся мужчина, посвятивший свою сознательную жизнь борьбе с узколобостью церкви. На этой ниве он написал массу статей и даже несколько научных трудов, а теперь вот снял целый художественный фильм — не первый в своей карьере, но первый, полностью посвященный любимой теме.
Это знание, признаться, несколько ошарашивает. Для подкованного борца с догматизмом религии с ученой степенью приёмы, которыми Чэпмен пользуется в «Цене страсти», выглядят, мягко говоря, несолидно. У положительного атеиста — личная трагедия в прошлом, но, несмотря на это, он обаятелен, обходителен и внимателен к людям. Отрицательный баптист же, впервые принимая у себя в гостях двоих малознакомых мужчин, с порога принимается молиться за то, чтобы они отказались от того, что «мерзость в глазах Господа».
Дальше их конфликт развивается с такой же прямолинейностью — сначала они ведут долгие споры ни о чём, потом начинают отрабатывать разницу подходов по живому, на несколько преувеличенно послушной жене баптиста. В какой-то момент всплывет привычка баптиста закладывать нужные места в Библии пистолетом, но вряд ли для кого-то это станет сюрпризом — достаточно посмотреть, как Патрик Уислон улыбается в первый раз, чтобы понять, что пистолет у него точно есть.
В этом, кстати, ещё один сильный недостаток «Цены страсти». Актёры здесь собрались хорошие — похудевший Уилсон одним лицом играет такую внутреннюю бездну, что ух, а у Тайлер в глазах убедительно собирается всё отчаяние мира. Опять же, вполне успешно проходит первое знакомство с интересным актёром Ханнемом — таким занятным гибридом молодого Рассела Кроу и Бена Фостера, с физическим присутствием первого и слегка опасными чертами лица второго. Его тут как раз взяли на главную роль в «Тихоокеанское кольцо» Дель Торо, и по «Цене страсти» в принципе видно, с чего хорошие режиссеры могут приходить по его душу с интересными предложениями.
Другое дело, что волей Чэпмена все эти хорошие люди играют не столько живых персонажей, сколько такие ходячие тумбы, на которые режиссеру и сценаристу удобно вешать плакатики с лозунгами различных идеологий. И в какой бы то ни было конфликт между ними поэтому не веришь ни капли — какой может быть конфликт между тумбами? Они стоят, на них висит. Зачем этот конфликт нужен режиссеру и сценаристу, понятно прекрасно — но внутри логики фильма для этого конфликта никакого оправдания нет. То есть, «Цена страсти» — тот самый случай, когда тебе настойчиво, прямо в лоб талдычат громкое «А!», которое при этом так и не становится частью фильма, а остаётся отвлеченной идеей. Кажется, это называется простым русским словом «пропаганда». И, кажется, в кинотеатр мы ходим немножко не за этим.
Вердикт Кочерыжкина - одуряюще схематичная драма о том, что религиозный фанатизм (сюрприз!) до добра не доводит