Если в целом для туристической отрасли понятие сезонности в последние годы размывается, популярные курорты востребованы круглый год, то для экологического туризма лето - самое горячее время года. И хотя в сплавах по Мане, пеших турах в Саяны и спелеологических вылазках в пещеры Красноярского края ежегодно участвует почти полмиллиона туристов, рентабельность такого бизнеса в чистом виде крайне низка. Не в последнюю очередь - из-за отсутствия нормальной инфраструктуры.
Клещей бояться - в лес не ходить
Красноярский край своими природными богатствами славится давно. Главные туристические маршруты давно известны как местным туристам, так и гостям из соседних регионов. И все же пока основной клиент турфирм, специализирующихся на услугах экологического и спортивного туризма, - местный житель. Давно вошел в моду корпоративный отдых на свежем воздухе, в последние годы все чаще на природу выезжают школьники целыми классами, - на таких коллективных заказах в основном и зарабатывают предприниматели. Активный сезон начинается уже в мае, хотя пик спроса на сплавы-походы приходится на период июль-август, когда уже не так страшны клещи.
По мнению Игоря Бурмака, директора туристической компании «Альтамира», президента Федерации спортивного туризма Красноярска, спортивно-оздоровительный туризм в регионе, хоть и развивается, но не достаточно быстро. Связано это в первую очередь с отсутствием нормальной инфраструктуры, даже в самых популярных местах отдыха.
- Инфраструктура развита только в районе автомагистралей и населенных пунктов, а ведь самые интересные для туристов места, как правило, находятся где-то в стороне, - говорит Бурмак. - Приходится самостоятельно оборудовать палаточный лагерь со всем необходимым - нормальной кухней, туалетом и т.д. Еще одна загвоздка - транспорт. Автобусное сообщение развито слабо, даже в такое в популярное место, как природный парк Ергаки, уехать на общественном транспорте проблематично. Мы даже планируем направить письмо министру спорта, чтобы закрепить официальные остановки в районе парка на маршрутах кызылского направления.
Большинство поклонников активного отдыха ночлег в палатке и транспортные трудности не смущают - наиболее востребованы у фирм путевки экономкласса - но строительство баз отдыха в районе природных достопримечательностей могло бы существенно повысить к ним интерес, считают эксперты.
- Наше слабое место - бытовая составляющая, - утверждает Юлия Наумова, генеральный директор турфирмы «Саянское кольцо». - Регион славится красивейшей природой, но добраться в отдаленные районы почти невозможно. Нам далеко до Байкала или Алтая.
Полмиллиона за лето
Безусловным лидером среди популярных туристических маршрутов остается река Мана. Только на ней за лето успевают отдохнуть порядка 200 тысяч человек.
- Хотя до сих пор на реке нет ни нормального подъезда для автомобилей, ни площадок для того чтобы собрать и разобрать плоты, - сетует Игорь Бурмак. - Уже десять лет региональные власти все никак не могут решить эту проблему.
Также востребованы сплавы по Сисиму, Кану, Есауловке, Рыбной и другим рекам «несложной» категории, которая позволяет сплавлять неподготовленных туристов. Если говорить о горном туризме - самый большой поток людей в Западных Саянах: кроме активно развивающихся Ергаков, пользуются спросом хребты Борус, Арадан. Востребованы, хоть они и более дорогостоящие, выезды на плато Путорана - горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья. Растет популярность у пещер Караульная и Большая Орешная, хотя услуги спелеологов, по словам экспертов, больше востребованы в межсезонье.
- Сколько всего за лето туристов проходит по различным популярным маршрутам, посчитать трудно, - говорит Игорь Бурмак. - Ведь большинство любителей активного отдыха путешествуют самостоятельно, не пользуются услугами турфирм. Я склоняюсь к цифре в полмиллиона. Ведь к нам едут и гости из Новосибирской, Томской, Кемеровской областей.
Однако, несмотря на такой потенциал спроса, фирм, которые развивают внутренний туризм, в регионе не больше десятка. Из них только пять имеют более-менее существенные доходы, считает Надежда Васильева, ведущий менеджер центра туризма и обучения «Спутник». Причина тому - низкая рентабельность бизнеса, который, помимо прочего, несет с собой много организационных трудностей. Основной бюджет турпутевки (стоимость которой, конечно, зависит и от условий проживания, и от транспортной составляющей, но в среднем колеблется в районе одной-пяти тысяч рублей с человека) складывается из аренды снаряжения, затрат на питание и работы инструктора. Поэтому предприниматели идут в эту сферу неохотно, зато таким ремеслом часто подрабатывают сами туристы-любители, причем в свободное от основной работы время.
Но представители отрасли надежды не теряют, они уверены - популяризация активного отдыха принесет серьезные плоды, поэтому на общественные работы организаторы походов и сплавов тратят немало времени и средств. Например, сейчас 22 турклуба в регионе совместно проводят масштабное исследование. Они планируют выявить и проанализировать туристский потенциал края, а потом даже издать подробный каталог всех возможных маршрутов региона.
Кира Сергеева, интернет-газета Newslab.ru