Весной в зале Законодательного собрания Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов поверг депутатов в шок рассказами о том, как эти самые права в крае соблюдаются. И приводил яркие примеры. Некоторые парламентарии тогда вскакивали с места, ахали и охали - настолько разными оказались представления о жизни в регионе. В интервью Newslab.ru Денисов намеренно не привел в пример ни одного случая. Но картина от этого получается не менее печальной.
Между добром и злом
В мае на сессии Законодательного собрания вы сказали, что в обществе растет «градус подлости». Что это значит?
Есть такое понятие, как качество людей, качество населения, качество нас всех вместе взятых, живущих в стране под названием Россия. И день за днем, оценивая конкретные ситуации, с которыми ко мне обращаются люди, общаясь с работниками прокуратуры, с работниками полиции, с судейским сообществом, я делаю вывод о том, что в основе большинства событий, о которых говорится в этих папках (папки в большом количестве лежат на столе в кабинете Денисова. - newslab.ru), лежат не какие-то глобальные вопросы. Лежат вопросы, связанные с качеством личности, с качеством поступков тех или иных людей. И правоохранители в один голос говорят, что еще 5-7 лет назад таких ситуаций не было, или они были единичные. Сегодня они массовы. Это позволяет говорить, что что-то не в порядке с нами, с народом.
Злодеев стало больше?
Поэтому я и сказал, что градус подлости нарастает, мы очень легко перешагиваем вот эту грань между добром и злом. Если раньше человек бы еще подумал, перед тем, как это сделать, то сейчас это происходит легко, походя, обычно, привычно. И что с этим делать? Можно до бесконечности наращивать штат правоохранителей, ставить барьеры, заслоны, рамки, сигнализации в каждой квартире... Но мы ничего не добьемся. Потому что ни одна нация не была спасена наращиванием мер жесткого силового характера. Это не спасло ни Рим, ни Византию, ни Российскую Империю. Когда падает градус совести, градус нравственности у населения, никакие меры по усилению правоохранительной системы не могут спасти эту нацию. И история учит только этому. И об этом я хотел сказать депутатам.
Тогда же вы сказали, что государство обязано смягчать нравы народа, а не только с кнутом стоять.
70 лет, пока у нас был коммунистический режим, власти исходили из убеждения Маркса о том, что людям надо дать хорошо поесть, все остальное приложится - будет хлеб, будет и песня. Казалось бы, сейчас поменялась парадигма вообще - и социальная, и философская. Сказали, вроде бы, что это путь в никуда - потому что хлебом людей накормили, но совестливее они не стали. Сегодня ж я опять слышу те же самые слова, что рынок все исправит, что нужно, чтобы доходы были высокие, и люди тогда сразу станут нравственными, совестливыми, добрыми. Этот все тот же советский ультракоммунистический подход, и его нужно списывать в архив. Экономические события последних лет показали - государство обязано заниматься экономикой, рынок сам по себе - штука страшная, безглазая, безмозглая...
И он три года назад чуть не съел весь мир...
Да, вспомним события восьмого года. Еще пять лет назад ведь говорили, что уходит такое понятие как национальное государство. Стран не надо, правительств не надо - все в рынок, он все решит. 2008 год всех отрезвил. Тут же вспомнили о том, что государство должно управлять рынком, финансами и так далее. Так вот в вопросах нравственности государство тоже должно принимать участие. Ничто само по себе не произрастает. Мы забываем, что слово культура происходит от латинского «возделывать». А кто должен возделывать, растить вот эти ростки нравственности?
Борьба за нравы
Расскажите.
Раньше это была церковь. Сейчас это не та сила, которая даже за 20 лет сможет изменить ситуацию в стране. Ей самой еще надо долго приходить в себя после тех десятилетий безбожия. Кто еще? Школа? Но она сегодня штампует людей, которые умеют записывать в ведомостях ЕГЭ в нужную клеточку нужную палочку. Школа продекларировала то, что отныне она не собирается заниматься воспитанием. Да и образованием она не собирается заниматься. Она собирается заниматься только подготовкой в вузы - и это главная рейтинговая позиция школ.
Но ведь школьники поступают в высшие учебные заведения. Что ж плохого?
У нас сегодня 80% молодежи учится в высших учебных заведениях. Меня это, откровенно говоря, несколько ставит в тупик, потому что в русском языке превосходная степень - в нашем случае «высшее» - это что-то, возвышающееся над основной массой. Я не могу себе представить что-то, которое на 80% возвышается над основной массой. Надо сказать, что сегодня у нас 80 % студентов учатся в дорогостоящих ПТУ - каких-то интересных заведениях, которые в рассрочку продают дипломы. А в стране реально не больше десятка вузов - учебных заведений, выпускники которых могут быть спокойно приняты на работу сразу после учебы внутри либо вне страны.
Кто еще бросил воспитывать нацию?
Телевидение. Оно занимается сегодня возделыванием, но какие это семена, вы знаете это лучше меня.
Если критикуете - предлагайте. Например, конкретные шаги по снижению градуса.
Я об этом довольно много раз говорил. Во-первых, государство должно изменить подходы в образовании, в первую очередь начальном и среднем. Во-вторых, нужно реанимировать институт семьи. Понятно, что он сейчас находится в глобальном кризисе. И это не российская особенность, это особенность постиндустриального общества. Ведь очевидно, что даже те семьи, которые нам видятся благополучными, заняты добыванием куска хлеба. И возлагать на них надежду на воспитание детей - это чрезмерно. Они, конечно, воспитывают, как могут, насколько хватает сил, но это не то, что было раньше. Раньше в СССР этот пробел как-то восполнялся. Сегодня исчезли все те организации, которые раньше плохо, со скрипом, но занимались воспитанием молодежи - все эти приводные ремни партии - комсомол, пионеры, профсоюзы...
А как же сейчас «Наши», «Ненаши»?
Это не вопрос тотального воспитания молодого поколения, это вопрос больше политических технологий. Кто стягивается, в основном, в лагеря, в места ангажированной молодежи - все эти «Губернаторские балы», «Бирюса»? В основном, «успешники». А «неуспешники», середняки - ребята, которые живут на окраинах, на селе, в заводских кварталах, у которых нет ни финансов, ни особых знаний, чтобы участвовать в каких-то грантах, программах и конкурсах? Что с ними? А ведь их большинство. Я их не вижу ни на каких собраниях. Они живут своей потаенной жизнью, которая иногда выплескивается в форме каких-то движений болельщиков, скинхедов и прочих.
Получается, воспитанием нации не занимается никто?
Получается так. Борясь с последствиями того, что люди стали жестче, сволочнее относиться друг к другу, мы не пытаемся переломить ситуацию в целом. И ежедневно, ежечасно появляется поколение, которое приходит в мир с еще более жесткими установками. И у меня будет больше папок с обращениями, будет больше милиционеров на всех углах. Нужно рубить в основание, а не ощипывать листочки.
Если завтра что-то произойдет, коренным образом градус подлости через сколько поколений снизится?
Поколение формируется 25 лет и столько же управляет обществом. Поэтому играть надо вдлинную. Надо прекращать планировать эти вещи на год-два-три между одной избирательной кампанией и другой. Надо понять, что же происходит с населением. А оно деградирует. Мы все деградируем. Самый высокий показатель в Европе убийств на тысячу населения - Россия. Самый высокий показатель числа педофилов на тысячу - Россия. Самый большой показатель по числу тяжких последствий после ДТП, совершенных в пьяном виде - Россия. Суициды и так далее. Надо полностью все менять - и системы образования, и информационные среды. Ведь все смотрят в «ящик», а оттуда выливается все, что угодно. Давно посчитано, что на показанный случай суицида по центральному каналу приходится восемь случаев редуцированных. То же с убийствами и членовредительством.
Ну, вот приняли закон, который будет ограждать детей от негативной информации. Но ведь он же нелепейший.
У нас все эти законы - борьба с последствиями, но не с проблемой. У нас везде так. Взорвали на вокзале - все вокзалы теперь оборудованы рамками. Завтра в бане взорвут - туда рамки поставят.
Уже сейчас могу предположить комментарии к интервью в духе «чего он нас учит» и «сам он сволочь». Почему люди не хотят слышать про себя плохие вещи? И уж тем более не хотят их признавать?
Я не хочу, чтобы появился комментарий «Денисову не повезло с народом». Я сам часть народа. А человек вообще не любит негативной информации. А у меня такая работа - я зарабатываю деньги путем артикуляции неприятных вещей. Я посредник - мне приходится говорить неприятные вещи и обществу, и власти. И такой человек не вызывает радости ни у тех, ни у других. Комментарии будут, в том числе и отрицательные, но кто-то должен говорить, что король голый. Делать вид, что все здорово и кричать «одобрямс» - я этого наелся еще при Советах. Мне очень больно и обидно за свою Родину. Мне хочется, чтобы она жила лучше, чтобы люди были добрее, чтобы у меня было меньше работы, чтоб меньше работы было у полиции, у тюрьмы, у судей. Но происходит все наоборот.
И что будет дальше?
Это не может происходить вечно. Все кончается, кончается и плохое. До бесконечности падать, до бесконечности отходить от планки, которая отделяет добро от зла, нельзя.
фото Александра Паниотова