Года полтора-два назад приезжие москвичи презрительно кривились, видя у местных пользователей ноутбуки азиатских брендов: «Вы тут до сих пор это барахло юзаете? У нас с ним лучше на людях не показываться — можешь сразу на лбу написать — „лошара“. Только Apple». Критика столичных пижонов не прошла даром: сейчас в Красноярске даже школьника трудно удивить «айфоном» или «айпадом».
«Надкусанное яблоко» — это «понты»
Два года назад одна местная компьютерная фирма повесила на своем сайте объявление — «Apple Macintosh в полцены». — Да вот, сдуру привезли десяток машин на пробу — год уже продать не можем, — пояснил знакомый сотрудник фирмы. Покупателей отпугивала цена — от «полтинника» и выше, несовместимость с вездесущей Windows, почти полное отсутствие «пиратского» и невиданная дороговизна лицензионного софта. В плюсах были стильный дизайн, высокая эргономичность и прочие приятные, но, все же, мелочи. По этим причинам связываться с Apple большинство красноярских компьютерных фирм не рисковали. Как говорится, себе дороже.
Сейчас ситуация изменилась. — За последние полгода Apple — самый продаваемый в нашей компании бренд. Если говорить о сегменте дорогих — от сорока тысяч рублей — компьютеров, то там продажи iMac, MacBook составляют
В настоящее время продукцией Apple в городе не торгует только ленивый. Росту же популярности бренда, как считают специалисты, компания обязана своим ставшим уже почти «культовыми» продуктам iPhone и iPad, и, конечно, моде на Apple, которая распространилась сегодня и на наш регион.
— Как бы то ни было, продукцию Apple пока что нельзя отнести к массовым товарам. Это все-таки имиджевые вещи, «понты», проще говоря. Их покупают, в основном, ради знаменитого «надкусанного яблочка», потому что по «тактико-техническим» характеристикам Apple не уступают очень многие производители с аналогичными и более доступными по цене изделиями, — считает руководитель отдела продаж компании «Альдо» Сергей Мотолыгин.
«Планшетники» покупают в качестве игрушки
Компании Apple компьютерный рынок обязан и появлением нового сегмента — планшетных компьютеров. Он начал развиваться у нас примерно год-полтора назад, с выходом «в народ» iPad. До сих пор это самый продаваемый «планшетник», несмотря на то, что подобные компьютеры выпускают сейчас многие, в том числе, ведущие в мировой компьютерной индустрии компании. — Помимо Apple и других крупнейших производителей, «планшетники» сейчас делают еще и порядка 100 малоизвестных китайских компаний. Что касается покупательских предпочтений, то они пребывают в двух крайностях: либо iPad, либо как раз дешевый «планшетник» неизвестного азиатского производителя. В то же время между ними находится достаточно много интересных, качественных предложений, ничем не уступающих iPad. Однако покупателей они мало интересуют, — отмечает Козменко.
В целом, к настоящему времени «планшетники» заметно потеснили на витринах магазинов такие изделия, как нетбуки, смартфоны и коммуникаторы, однако ажиотаж вокруг них уже поутих. — Подобная техника частично выполняет задачи ноутбука, но при этом значительно уступает ему в функционале. По большому счету, для большинства покупателей iPad и прочие «планшетники» не более чем игрушка: фильм посмотреть, музыку послушать, поиграть, в инет выйти. Но полноценной рабочей машиной их нельзя назвать. Например, летом у нас хватали их, как горячие пирожки, а сейчас, к началу учебного и делового сезонов, продажи пошли на спад, — говорит директор компании «Красноут» Дмитрий Жуков.
Ноутбуки продолжают вытеснять десктопы
Продолжается тенденция роста продаж мобильных компьютеров по отношению к стационарным (десктопам). — В рознице у нас сейчас на три проданных ноутбука приходится один десктоп, — отметил Алексей Козменко. Главная причина в том, что ноутбуки за последнее время значительно подешевели и продолжают дешеветь. Так, сейчас полноценную «рабочую лошадку» можно приобрести за
Что касается стационарных компьютеров, то их продажи постепенно смещаются в корпоративный и «игровой» сегменты. — Зачастую, например, заказывают 20 машин по
Кроме того, остаются сферы, где ноутбуки пока что не могут заменить стационарные компьютеры. Например, использование в качестве сервера или игровой станции. — Конечно, сейчас есть мощные игровые ноутбуки, но их стоимость, минимум,
В остальном же даже в корпоративных продажах ноутбуки постепенно стали вытеснять десктопы. — Стационарные машины сейчас берут, в основном, предприятия среднего и крупного бизнеса и бюджетные организации. Помимо того, что они закупают компьютеры большими объемами, для них актуальна задача безопасности и защиты информации. С этой точки зрения удобнее содержать сеть стационарных машин. Ноутбук же легко вынести с предприятия буквально под мышкой. По моим наблюдениям, сейчас это главная причина, по которой компании и «бюджетники» не переходят пока на мобильные компьютеры. Что же касается малых предприятий, где не так остро стоит вопрос безопасности, то они уже вовсю оснащают офисы ноутбуками, — утверждает Сергей Мотолыгин.
— Мы и сами объясняем людям: зачем вам эти «гробы» под столами? Пыль собирать? Гораздо удобнее ноутбуки: сейчас им не нужны бесперебойники, специальные «вайфайные» карты, все это уже в них есть. Раньше покупателей еще отпугивала сложность и дороговизна ремонта ноутбуков, однако сейчас все это доступно и делается «на раз». Просто, как мне кажется, многие никак не могут отвыкнуть работать «по старинке», когда считалось, что ноутбук должен быть у руководителя, а прочие сотрудники обойдутся десктопами, — считает Жуков.
Необходимость в «разгоне» машин отпала
Апгрейд и «разгон» компьютеров, что было в порядке вещей еще совсем недавно, сейчас почти ушли в прошлое. — Количество людей, которые хотят сами собрать компьютер, выбрать комплектующие, корпус и прочее, на глазах стремится к нулю. Если раньше так делали практически все владельцы компьютерной техники, то сейчас остались только энтузиасты, компьютерные «гурманы». Для них принципиально самостоятельно собрать машину, хотя никакой практической отдачи и экономии средств это не дает, — говорит Козменко.
Мощность стандартных компьютеров, по словам специалистов, на сегодня значительно возросла и позволяет выполнять все необходимые задачи. Соответственно, и надобность в дополнительном «тюнинге» отпала. Сейчас большинство покупателей предпочитает брать готовые решения.
Алексей Хитров, Newslab.ru