Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Когда не поют куклы

Когда не поют куклы

20.09.2011
1

В антракте «Трубадура» меня несколько раз спрашивали, что же такого я напишу про этот спектакль. Я каждый раз пожимал плечами и отвечал, что, мол, не являюсь бутафором и потому не могу давать профессиональную оценку декорациям. Спору нет, ответ чертовски хорош, но проблемы не снимает: кукольное представление на сцене драматического театра под запись классической оперной музыки — это действо красивое, экзотическое, но безжизненное.

Можете меня укорять, но я люблю живое. Живых людей, живые голоса, живые сюжеты, живые фрукты, а не те, что малюют на натюрмортах. Нет, зрителей не обманули ни в чем — зрелище действительно было потрясающим! Для тех, кто не знает — в «Пушке» прошли гастроли итальянского театра марионеток «Карло Колла и сыновья». Спектакль «Трубадур» по легендарной опере Джузеппе Верди. Роскошные многослойные декорации, богатые костюмы, множество удивительных марионеток, которые благодаря искусной игре с перспективой кажутся соразмерными с настоящими людьми. Тот, кто не видел кукольный цыганский табор на закате, лица игрушечных стражников в отблесках догорающего костра, лошадки с повозками, осадные орудия, тот потерял очень многое. И это несмотря на то, что очень неудачной была организация спектакля в пространстве театра: издалека было не различить мелкие элементы кукол, а вблизи приходилось сидеть, постоянно мотая головой вверх-вниз — экраны с переводом висели под самым потолком.

Но через полчаса я вдруг понял, что с ужасом ожидаю начала каждой следующей арии. Во время долгих открываний рта под оперную музыку деревянные куклы разом теряли свое очарование, и сразу становилась очевидной их однообразная мимика, неуклюжие взмахи рук, ножки, цепляющиеся за землю носками.... Как же так! Ведь единственное преимущество кукол перед людьми как раз в том, что они — куклы, и, следовательно, могут делать то, чего не могут люди! Где же режиссерские находки в обход классической канвы сюжета, которые могли бы украсить процесс псевдоисполнения напевных признаний в любви?

«Хоть бы они танцевали что ли!» — в сердцах подумал я. И второй акт действительно начался с кукольного танца, но ситуации это не исправило. Пища для глаз и для ушей никак не соединялась в какое-то удобоваримое блюдо для ума. Если бы какой-нибудь кукольный театр взялся таким же образом поставить Чехова, то зрительный зал стоило бы сразу же сделать лежачим.

«Как ты думаешь, итальянские куклы темпераментнее русских?» — поинтересовался я у одной своей восторженной знакомой после того, как «магатеи» исчезли за сценой, а публика принялась аплодировать очень довольным итальянским кукольникам. Она не ответила, а ведь вопрос-то философский.

Нечасто наш город радуют таким ярким, воистину удивительным зрелищем. Думаю, если бы радовали чаще, восторгов было бы меньше. Ну, это, как говорится, mio punto di vista. Напоследок, хулиганства ради — ария трубадура Манрико в исполнении Петра Налича. Наслаждайтесь!

Евгений Мельников,
фото предоставлены Центром международных и региональных культурных связей

Рекомендуем почитать