23 сентября в клубе «Havana» выступил всемирно известный английский коллектив Napalm Death. Несмотря на грозное название и сокрушительную музыку, никто из посетителей концерта не пострадал.
Leaders Not Followers
Napalm Death, вообще-то — группа легендарная. 25 лет назад ее тогдашние участники проделали с тяжелой музыкой, по сути, то же, что их детройтские ровесники — с музыкой танцевальной. Они взяли самые экстремальные на тот момент образцы метала и панк-хардкора, смешали их и до предела редуцировали. Первый альбом группы, вышедший в 1987 году под названием «Scum» — это такая чистейшая эссенция скорости и тяжести, разрыв аорты, вены, капилляра, отвал башки и всего прочего. При этом Napalm Death не только продемонстрировали удивительные способности человеческого организма (в некоторых, гхм, песнях барабанщик Мик Харрис стучит со скоростью 20 ударов в секунду) и явили миру новый музыкальный жанр «грайндкор», но и одновременно довели жанр до крайней точки и логического конца: песня «You Suffer» — подлинный музыкальный экстремум, она длится чуть больше секунды.
И, кажется, они сами поняли, что натворили. По крайней мере, все, кто участвовал в записи «Scum», разбежались кто куда делать музыку помедленнее: вокалист Ли Дориан пошел возрождать саунд Black Sabbath в составе собственного проекта Cathedral, гитарист Джастин Броадрик основал несколько групп (среди них Godflesh и Jesu) на стыке индастрила, даба и шугейза, а быстрорукий Харрис умудрился сыграться с самим Джоном Зорном и походя изобрести дабстеп. На этих товарищах, впрочем, сознательность и закончилась. Пришедшие им на смену музыканты вот уже двадцать лет несгибаемо продолжают тяжелое дело Napalm Death, периодически дрейфуя от грайндкора к дэт-металу и обратно, но неизменно оставаясь в первых рядах экстремальной музыки.
Suffer the Children
Город Красноярск группы подобного статуса (вне зависимости от жанра) посещают редко. Видимо, оттого в «гавановских» потемках среди классических — длинные волосы и майки с нечитабельной вязью — металлистов можно было разглядеть сдержанных менеджеров среднего звена, хипстеров в клетчатых рубашках и даже дам в платьях со стразами, тех, в общем, для кого Napalm Death — привет из нелегкого детства. В нелегком же настоящем всем этим прекрасным людям пришлось минут сорок топтаться по клубу, наблюдая отчаянные в своей бесплодности попытки хоть как-то побороть классическую красноярскую проблему со звуком.
Но, как оказалось, англичанам наши беды нипочем: стоило им выйти на сцену и на фоне седобородого Фиделя резко, без всяких «Privet, Krasnoyarsk», броситься в атаку, как стало понятно, что никакие акустические издержки не могут лишить эту музыку ее бронебойной страсти. На Napalm Death всегда сказывались их корни: какой бы металлической не становилась механика их песен, динамика оставалась именно что панковской, буйной и, простите, искренней. Поэтому-то вид немолодых уже дядек в шортах (специфических, но все же мировых звезд), терзающих инструменты на оглушительной громкости, не вызывал ни доли неловкости. Напротив, в том, как вокалист Барни Гринуэй вздевал руки, проклиная социальную несправедливость (а NP, в отличие от большинства представителей жанра, никогда не интересовались человеческими внутренностями, отдавая предпочтение борьбе за права угнетенных), а басист Шэйн Эмбери по-гитарному лупил по струнам, было что-то настоящее. Это что-то и не давало их музыке выхолоститься, превратиться в статическое электричество, как это часто бывает на подобных концертах. И пускай межпесенные месседжи Барни о вселенском засилье ненависти терялись в раздраенном звуке и жутковатом бирмингемском акценте, их смысл и так был понятен даже тем, кто пришел в «Гавану» ради стейдждайвинга. Особенно тем, кто пришел в «Гавану» ради стейдждайвинга.
Саша Свистонов