Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Пусть пули летят — Домашний кинотеатр

Пусть пули летят — Домашний кинотеатр

13.10.2011
1

Историко-приключенческая комедия про коррупцию из Китая, большой народный прошлогодний хит у себя дома.

1922 год, Китай. Честный бандит Чжан (Цзянь Вень, по совместительству режиссер фильма) по прозвищу «Рябой» (хотя он вовсе не рябой; долгая история), принципиально грабящий только богатых, нападает на частный поезд. Внутри сидит мошенник по имени Тан (Фень Сяоган, тоже, кстати, режиссер), который занимается тем, что ездит по провинциям, выдаёт себя за нового назначенного правительством губернатора и тырит казну. Концепция Чжану нравится, и он сам едет в близлежащий Гусиный Город в качестве губернатора, прихватив Тана советником. На месте довольно быстро выясняется, что под таким губернаторством в основном понимается тихая работа под местным истеблишментом, которому к тому же уходит большая часть денег. За истеблишмент отвечает некто Хуан (Чоу Юнь-фат с золотыми зубами), крупнейший местный поставщик опиума и по совместительству что-то вроде градоначальника — его люди заменяют местным все правоохранительные структуры разом. Хуан вежливо объясняет новоиспеченному губернатору, что денег ему дадут только в одном случае — если он немедля соберёт и лично возглавит карательную экспедицию против одного бандита, который наводит страх на округу и всем мешает вести дела. Бандита зовут, правильно, Рябой Чжан.

Когда смотришь это кино, трудно отделаться от мысли, что эти китайцы — всё-таки странные ребята. То есть, трудно представить, где ещё большим хитом на всю страну могло стать кино столь странное и неровное в плане интонации. Да, с одной стороны, это вздорная комедия с пальбой, в котором творится немыслимая сюжетная неразбериха. В определенный момент по городу начинает бегать целая толпа народу, переодетая одной и той же бандой, у злого промышленника Хуана нарисовывается двойник, который вечно выскакивает ниоткуда в самые неподходящие моменты. Венчается всё и вовсе полномасштабной социалистической революцией — довольно смешно визуализированной, кстати; полуголые люди бесконечно выносят из захваченного поместья злого промышленника какие-то стулья.

С другой, тут очень своеобразная интонация — юмор здесь периодически докручивается до чернейшего, людоедского практически уровня. Так, публичные дебаты о неправильном расчёте в кафе заканчиваются собственноручным вспарыванием живота — мол, вот, сами посмотрите, одна во мне тарелка желе или две. Или вот — гражданин, подорвавшийся на мине, говорит «У меня что-то жопа болит», а ему в ответ невозмутимо так говорят «Ты чего, тебе кажется, у тебя же жопа во-он где», и выясняется, что у него вся нижняя половина висит на близстоящем дереве. Потом вдруг после шуток включается дико, невероятно мощная перестрелка, сделанная на каком-то невероятном градусе накала, примерно как знаменитое спилберговское двадцатиминутное вступление к «Спасению рядового Райана».

При этом «Пусть пули летят» — А) кино с большими местными звездами; представьте себе фильм, в котором играют вместе, ну, скажем, Джордж Клуни и Том Круз, при этом Клуни сам ещё и режиссирует. И Б) — ещё и очень злое и внятное антикоррупционное высказывание. Вся власть тут по умолчанию рисуется состоящей исключительно из мудаков, воров и мерзавцев всех мастей, единственным приличным человеком среди которых оказывается бандит. Цзянь вообще большой мастер таких сложных тональных выкрутасов — у него, например, был такой фильм «Дьяволы у порога», мощнейшая антивоенная драма про японскую оккупацию, которая при этом восемьдесят процентов времени работала в регистре деревенской комедии про идиотов. Так и здесь — вроде смотришь такой взбесившийся детский утренник с «маузерами», а потом оказывается, что это большое и важное кино про важные вещи. Круто.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать