«У вас, что, другой рифмы к слову
„выборы“ нету?!»
© «День выборов»
Есть в истории Красноярской летней школы несколько эпизодов, которые заставляют задуматься. Все они связаны с предвидением развития (советского и не очень) общества. Иными словами, сперва нечто происходило в летней школе, а потом — бац!, и по всей стране... Наиболее яркие примеры таковы.
В 1984 году, по осени, в тогдашней газетёнке университетской, УЖе («Университетская жизнь»; знатный предшественник нынешней типичной красноярской журналистики) появилась статья Исака Фрумина «Летняя школа: опасность застоя». Прошло — по нынешним меркам — совсем немного времени и слово «застой» надолго стало ведущим политическим брендом эпохи. В 1999 году летняя школа довольно резко поменяла структуру: мы отказались от отдельных предметных департаментов (физики, биологии, психологии и т.п., всего десять штук) и перешли к структуре, которая существует и поныне — по направлениям. Благодарная страна не замедлила откликнуться: появились федеральные округа. А затем волна укрупнений неколебимой поступью прошла по стране...
Но самый яркий пример — 18 августа 1991 года. Именно в этот день закончилась летняя школа. К слову, это был самый короткий сезон в её истории — всего 12 дней. Школьники и школьницы разъехались по домам, а бóльшая часть сотрудников осталась ещё на сутки в лагере: поправлять расшатанное непосильным педагогическим трудом здоровье. А школу в тот год решили закончить нетривиально: разыграв этакий государственный переворот, который и привёл всех к победе надежд над разумом. Собственно, с таким праздничным настроением наши школьники и уехали.
Утром 20-го, когда курс лечения был успешно пройден, вышли наши сотруднички из добровольного заточения и встретили местного сторожа. Тот, надо признать, был типичным представителем как советской, так и российской прогрессивной общественности: всегда был всем недоволен, всегда голосовал как надо и крайне неумело разговаривал на русском языке. Включая матерный.
Вышли они на волю-то, а тут им навстречу этот замечательный сторож, олицетворяющий будущее пореформенной России. И злобно говорит им: скинули вашего Мишку-то (не подумайте чего худого, имелся в виду М.С.Горбачёв). Чего случилось-то? — спрашивают сотрудники, проведшие всю ночь за поправкой здоровья. А сторож им злобно отвечает: переворот во всей стране, капут вашему Мишке! Сотрудники наши — благо, здоровье-то в норму вернулось, — этак вальяжно ему отвечают: знаем, сами вчера его организовали. У деда приключился понос и запор одновременно. Вот она, сила политтехнологий!...
Да, так вот. Я вот всё думаю: в этом году к нам приезжал губернатор...
Михаил Садовский