Остается не так много времени до ноябрьской сессии Законодательного собрания, на которой в первом чтении депутаты должны будут принять главный финансовый документ края. Предварительное представление бюджета проходит сейчас на парламентских комитетах.
Моноспектакль
Роман Одинцов сейчас находится в положении актера, у которого по несколько спектаклей в день, да еще и в течение суток сценарий переписывается неоднократно. Именно в его задачи входит предварительно, «на берегу» рассказать депутатам о том, каков будет бюджет региона 2012 года и последующих двух лет. На одном из таких комитетов — по экономической политике — ему это с блеском удалось сделать.
Информацию о планируемых доходах без учета налогов в этот же день представил коллега Одинцова министр экономики и регионального развития Анатолий Цыкалов. Главный финансист края добавил сведения о налоговых доходах Красноярского края. Из любопытного — региональный бюджет получает от компании «Норильский никель» 18 294 млн руб., от Русала — внимание, — 1 331 млн. Разница, что называется, очевидна.
Одинцову действительно нелегко. Палки в колеса Москва вставляет чуть ли не ежедневно. Взять хотя бы акцизы на крепкий алкоголь. Только вслушайтесь в эти слова.
— К большому сожалению, в рамках перераспределения полномочий у нас с 2012 года забрали акцизы на крепкий алкоголь. И все наши усилия по восстановлению функционирования предприятий — того же «Минала»... Эти доходы с нового года пойдут в федеральный бюджет в части акцизов.
Также Одинцов представил и расходы бюджета. Так, например, в списке долгосрочных целевых программ — именно они являются основным механизмом социальных трат — появилось несколько новых. Среди них — патриотическое воспитание молодежи, утилизация отходов, решение проблемы нехватки мест в детских дошкольных учреждениях. На последнюю программу край будет выделять по 500 млн руб. ежегодно.
В принципе, формирование краевого бюджета нисколько не отличается по инструментам от бюджета федерального. Простой пример — федеральные власти в последнее время заявляют о «подушке безопасности», которая нужна на всякий случай. Этого же добился и Одинцов. Правда, если в Кремле рассчитывают на всякого рода спасительные фонды, то у нас такой возможности нет. Только заём, и никак иначе. В итоге кажущееся спокойствие в бюджетной политике региона уже привело и еще приведет к тому, что если на 1 января 2009 года государственный долг Красноярского края составлял 1, 2 млрд руб, то, по прогнозам министра финансов, на 2015 год он будет на уровне более 50 млрд. Зато в «Датском королевстве» все спокойно.
— В бюджете и 2011, и 2012 годов предусмотрены новации: региональный материнский капитал, выплаты младшим воспитателям и помощникам воспитателей детского сада, — рисовал Одинцов пастельными тонами. — Если говорить в общем о направлении бюджетной политики... из специфических отметил бы создание краевого дорожного фонда, продолжение модернизации систем здравоохранения и общего образования.
Еще одна важная статья расходов следующего года — очередная индексация заработной платы бюджетникам и повышение стипендий. И то и другое вырастет на 6%.
Беседы со зрителем
К тому времени, когда настала пора задавать вопросы министру финансов, в зале заседаний из депутатов остался лишь один Михаил Васильев. Он честно признался — вопросов у него нет. Депутат лишь попросил Одинцова снизить уровень оптимизма, иначе такого самоуверенного министра финансов заберут в Москву. Опять.
— Оптимизм наш построен на том, что все, что от нас зависит, мы, безусловно, реализуем, — ответил докладчик на опасения депутата. — С оговоркой, конечно, — все, что от нас не зависит, мы, к сожалению, сделать не сможем. И если произойдет, не дай Бог, повторение конца 2008 — начала 2009 года, никакой оптимизм нам не поможет.
Сложилось впечатление, что в этот момент Одинцов и Васильев оказались на уютной кухне. И может быть за бутылочкой чего-то приятного и вечернего они интеллигентно обсуждают экономику края.
— Роман Валерьевич, искренне доволен вашим выступлением, — подвел итог Васильев.
— Вы меня смущаете, — ответил Одинцов.
— Специально это делаю, — засмеялся Васильев.
После они набросали план обсуждений специалистов министерства финансов с депутатами. Поговорить на будущее решили и о тарифной политике, и о дорожном фонде, и о много чем еще. Стоит отметить, что, пожалуй, из всех министерств только ведомство Одинцова отличается такой готовностью к открытому диалогу с народными избранниками. Трудно представить министра спорта Гурова, который бы с большим желанием захотел обсудить какие-то проблемы. Лучше ведь отправить зама отдуваться за свои «косяки».
Одинцов засобирался. В то время как Цыкалов начал докладывать следующий вопрос, министр финансов подошел к председателю комитета.
— Михаил Геннадьевич, спасибо. Спасибо, — произнес он шепотом, но с сильным эмоциональным посылом.
Александр Зотов, интернет-газета Newslab.ru