Профессии актёра и режиссёра, хотя и совершенно не тождественны, всегда функционировали в неразрывном контакте — так что неудивительно, что представители обоих лагерей регулярно становятся перебежчиками туда-сюда. К тому же полнометражный режиссерский дебют для любого актёра — автоматическое признание серьёзности его намерений; мол, он не просто какой-то актёришка, исполняющий любую прихоть сценария и режиссера, он серьёзный человек, которому есть, что сказать этому миру. В общем, список актёров, встающих за камеру, регулярно пополняется — и давайте посмотрим, кем за последние годы приросло поголовье неплохих и интересных режиссеров.
Три могилы Мелькиадеса Эстрады
Для своего режиссерского дебюта в преклонном возрасте 59 лет Томми Ли Джонс избрал сценарий авторства Гильермо Аррияги, до определенного момента — постоянного соавтора мексиканского заламывателя рук Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Но под неожиданно крепкой рукой Джонса из «Трёх могил» получился степенный и неторопливый стариковский вестерн о том, что даже когда весь мир сходит с ума, хоть какие-то приличия ещё, черт возьми, должны оставаться. Режиссерский взгляд Джонса пришёлся по душе жюри Каннского фестиваля — «Могилы» претендовали на Золотую пальмовую ветвь, но в конечном итоге принесли Джонсу только победу в профессиональной среде. Приз за лучшую актерскую игру, то есть.
Прощай, детка, прощай
Когда в середине нулевых фильмы с участием Бена Аффлека становились всё более сомнительными и кретинскими, никто и помыслить не мог, что переход разбрасывающего талант на всякую ерунду актёра к режиссуре мог бы стать отличным выходом из ситуации. И, тем не менее, — взяв за основу книжку Дэнниса Лихэйна, Аффлек к удивлению абсолютно всех дебютировал мощным и проникновенным драматическим триллером, выдававшем в нем человека, внимательно присматривающегося к режиссерской карьере Клинта Иствуда. Сейчас Аффлек снимает уже третью свою картину, а студии со всё большей охотой рассматривают его кандидатуру, когда речь заходит о запуске крупных дорогостоящих проектов; в частности его фамилия — первая в списке претендентов на новую экранизацию эпического романа Стивена Кинга «Исход», которую сразу предполагается делать в виде трилогии.
Признания опасного человека
По лицу Джорджа Клуни сразу было видно, что в этом человеке сочетаются острый ум и своеобразное чувство юмора — так что ничего удивительного, что в режиссуре Клуни дебютировал сразу фильмом по сценарию Чарли Кауфмана.
Его первый фильм отлично выдерживал сложный баланс изощренного дуракаваляния, интеллигентной жанровой пародии и серьёзного и горького размышления о жизни — то есть, в том, что уже за следующий фильм «Спокойной ночи и удачи» Клуни номинировали на «Оскар» как режиссера, не было ровным счетом ничего неожиданного.
Порок
Думаю, сходу вспомнить имя Билла Пэкстона смогут только самые завзятые киноманы — но вот физиономию его, украсившую собой огромное количество самых разных фильмов (в том числе, например, Джеймса Кэмерона, с которым их в 80-е и 90-е связывала прочная творческая дружба), видел, думаю, каждый. По выбору ролей Пэкстона он казался этаким простецким недотепой, рубахой-парнем из бара по соседству — так что когда он вдруг взял и снял «Порок», интеллигентный и страшный триллер, довольно по-взрослому рассматривающий вопросы религии и веры, и к тому же сыграл там очень нелестную для себя роль, это было неожиданно и очень приятно. Режиссура, кстати, для Пэкстона оказалась не мимолетной забавой — после «Порока» он снял ещё один фильм, и сейчас работает над третьим.
Кориолан
В том, что англичанин Рэйф Файенс, воспитанник классического английского театра, дебютировал в кино с экранизацией Шекспира, вроде бы нет ничего удивительно. Но, полагаю, мало кто мог предположить, что он возьмёт и превратит Шекспира в могучее и страшное военное кино, действие которого разворачивается в наши дни. Ту знаменитую напряженность, которая видится в лучших его ролях, и от которой по-хорошему звенит в ушах, Файенс смог воссоздать и как режиссер — так что его следующей режиссерской работы мы будем ждать с нетерпением.
Сергей Мезенов