Главная
>
Статьи
>
ДЦП-3

ДЦП-3

28.10.2011
69

«Повторенье — мать ученья »
© народная мудрость

 

 

 

Широко простирает химия руки свои в дела человеческие. В данном случае она их простёрла до г. Минусинска, где всё в том же Минусинском педагогическом колледже им.А.С.Пушкина мы проводим уже третий (и последний на этот год) интенсив для одарённых детей Красноярья. Из числа проживающих в южных районах края. А химия тут при том, скажем мы дотошному читателю, что тема нынешнего интенсива - биология, химия и медицина.

В общем и целом поезд уже поймал свои рельсы и спокойно бежит по ним. Сотрудники педагогического колледжа уже узнают нас издалека и даже активно помогают: они вполне понимают суть и содержание нашей работы и взаимодействие наше теперь носит конструктивный и продуктивный характер. Очень помогают в работе студенты колледжа (их скромно называют волонтёрами, хотя, насколько я понимаю, их участие в нашей работе есть элемент учёбы).

Надо признать, что, несмотря на приобретённый опыт и произошедшую «притирку», этот третий интенсив оказался вовсе не так прост и лёгок в исполнении. Главная трудность здесь, конечно, связана с самим предметом: и биология, и химия, не говоря уже о медицине, представляют собой вполне сформировавшиеся (хотя и относительно молодые) естественно-научные дисциплины, и в таковом качестве существенно сложнее как в изучении, так и в преподавании. Начать, например, с того, что само понятие задачи для биологии заметно отличается от таковых для физики или математики.

Все эти трудности не сломили ни нас, ни одарённых детей Минусинья. С неким удивлением мы обнаружили, что в этот раз из 100 пришедших к нам школьников одиннадцатиклассников было всего 4 человека. Видимо, химия простирает свои руки среди молодёжи, а биология и медицина идут у неё на поводу в этом благородном деле. Одно из любопытных наблюдений: я опять их тестировал на предмет английского языка. Так вот, доля тех, кто хорошо и очень хорошо повторял звуки незнакомой речи, была заметно выше таковой среди старшеклассников, занимающихся языками. И мы, и местные учителя единодушно расценили это наблюдение как весьма интересное. Возможно, действующая программа обучения иностранным языкам приводит к «негативной селекции»: при изучении иностранных языков преимущество получают те, кто активней других осваивает вокабуляр, грамматику, технику перевода, а на фонетику обращает внимание по остаточному принципу.

В целом же ощущение от этого интенсива тоже вполне благостное: школьники и школьницы являли миру и нам высокий уровень интереса к предметам, способность соображать и отвечать на весьма нетривиальные вопросы, а также ловкое умение владеть Интернетом в сложных ситуациях. Оно иногда их выручало, но по большей части - лишь мешало. Списывание, как хорошо известно, лишь увеличивает число ошибок (мутацией этот процесс в биологии зовётся...).

По сложившейся традиции - пара задач.

  1. Стальную пружинку заневолили и поместили в кислоту. Пружинка, само собой, растворилась в кислоте. Куда девалась энергия сжатия пружинки?
  2. Хорошо известно, что птицы спят, сидя на сравнительно тонких ветвях деревьев. Как им удаётся не падать во сне?

Михаил Садовский

Рекомендуем почитать