Вы меня извините, конечно, что я уже не в первый раз завожу эту шарманку, но сил нет молчать — в сети появились все песни с трибьют-пластинку альбому U2 «Achtung, Baby!». И я их все послушал.
Ощущения, конечно, удивительные — вот перед тобой толпа хороших, а периодически и по-настоящему великих (Патти Смит) людей, которые поют песни, которые ты почти наизусть знаешь с детства. У некоторых получается вполне неплохо — Резнор делает симпатично зудящую версию «Zoo Station», которая шесть с половиной минут томно намекает на то, что сейчас будет взрыв гитарного шума, а его так и не происходит, земляк U2 Гэвин Фрайдей превращает «The Fly» в великолепный декадантский синти-поп, Джек Уайт вытаскивает из «Love Is Blindness» всю скрытую в ней драму и яростно умножает её на пять. Но — это три номера из двенадцати.
Остальные — в лучшем случае — просто мимо; как печальная перепевка Патти Смит «Until the End of the World», или «So Cruel» в версии Depeche Mode, которые ничегошеньки не прибавляют оригиналу, но в то же время и ничего не убирают, и ладно, и на том спасибо. Но некоторые — прямо чистый хтонический ужас. Вот, например, вроде бы неплохая группа Snow Patrol превращает невероятную «Mysterious Ways» в пять минут совершенно бесформенного нытья. Или The Killers — играют «Ultraviolet» так, будто бы открывают ею какой-то дорогой лас-вегасовский мюзикл; чудовищно совершенно. Ну или вот неизвестная мне группа The Fray, которая делает с «Tryin’ to Throw Your Arms Around the World» самое чудовищное на этом диске, а именно превращает её в песню группы Goo Goo Dolls.
Короче, я задумался — что же было такого в этих песнях, что хорошие люди до них не дотягиваются, а плохие так просто сразу слетают с резьбы в какую-то пошлость? И, кажется, понял — величие этих песен скрывалось не только в том, как они были написаны, но и в том, как исполнены. Был в U2 того времени какой-то удивительный полёт, какой-то надрыв — и когда те же Garbage (которые, кстати, если кому интересно, на днях воссоединились и уже почти доделали новую пластинку) играют «Who’s Gonna Ride Your Wild Horses» практически один в один с оригиналом, у них всё равно выходит обычное своё электрическое зудение. Или когда гитарист Glasvegas пытается копировать соло в «Acrobat», там, где у Эджа душу рвало на части, выходит только неловкий шум.
Короче, некоторые вещи нужно просто не трогать никогда вообще, и всё.
Сергей Мезенов