Главная
>
Статьи
>
«Смерть на брудершафт. Батальон ангелов. Фильма девятая-десятая», Борис Акунин

«Смерть на брудершафт. Батальон ангелов. Фильма девятая-десятая», Борис Акунин

01.11.2011
2

Завершающая книга из цикла «романов-фильмов» «Смерть на брудершафт». Две истории, действие которых происходит весной 1917 года. В первой («Операция «Транзит») шпион немецкой разведки Зепп Теофальс проникает в окружение лидера партии большевиков, которого немецкий кайзер в запломбированном вагоне вместе с соратниками собирается из Швейцарии переправить в Россию. Немцы дали ему агентурную кличку Лысый, соратники знают его под партийной кличкой Старик, кто это такой, объяснять, думаю, не надо. В это время честные контрразведчики, верные долгу и присяге, понимают, что если Лысый-Старик попадет в Россию, не миновать ей революции. И готовят его убийство. Во второй истории рассказывается о формировании женского «батальона смерти», в который записываются девушки-доброволки. Предполагается, что как только женский батальон прибудет на фронт, мужики в окопах увидят, как девушки с оружием шагают в атаку, им станет стыдно, и они опрокинут проклятого врага. Обе истории украшены стихами и песнями сочинения самого Б.Акунина.

Как всякий затянувшийся проект, «Смерть на брудершафт» оставляет неловкое чувство, что автору нужно было срочно сдавать очередной текст, из издательства торопили, некогда было продумывать коллизии, и он писал в спешке, торопился, оставив недописанные сцены, висящие сюжетные линии, да и вообще — читать как-то скучно. Хотя мастерство, как говорится, не пропьешь: Акунин по-прежнему остается самым профессиональным писателем в категории mass-market, даже если приходится писать откровенный трэш. Но все-таки. Если цикл про Эраста Фандорина всполошил и публику утонченную, и публику попроще; если книги про Фандорина-младшего («Внеклассное чтение», «Алтын-Толобас») и цикл про монахиню Пелагею были явно слабее «Азазели» или «Коронации»; если фандоринские игры с жанрами и реминисценции чеховских и шекспировских пьес все восприняли как простительную слабость большого мастера; то уж «Смерть на брудершафт», на мой взгляд, является самым слабым, самым вымученным, самым творчески сомнительным из его проектов. Похоже, Акунин сам от него устал. Хотя ему мои речи по барабану: «Батальон ангелов» уверенно занимает высшие строчки в рейтингах самых раскупаемых книг.

Может, это путь всякого писателя, которому приходится в течение нескольких лет эксплуатировать один и тот же не самый сложный набор приемов. Скажем, у Акунина великолепно получается взять какое-нибудь известное (даже не просто известное, а истертое многими описаниями, архетипическое почти) историческое событие, показать его глазами своих героев — и обнаруживается, что даже в том самом «последнем рывке на Восток» лидера партии большевиков в запломбированном вагоне было достаточно человеческих трагедий, озарений, интриг, ошибок и побед. Вот за это Акунина и любят — что он умеет придать своим героям (в сущности, взятым из вполне заурядной приключенческой и шпионской литературы) черты исторических деятелей, сообщить им масштаб высокой трагедии. Поэтому, наверно, Акунина так обожают читать люди, которые не читали русских классических романов, и им кажется, что книжки про похождения дореволюционных шпионов и авантюристов — вполне равноценная замена.

Наверно, хорошо, что цикл «Смерть на брудершафт» завершен. Даже не наверно, а точно хорошо. Теперь — по традиции — Борис Акунин должен выдать нечто «для себя», не для массового чтения. В недавнем интервью он обмолвился, что собирается выпускать книжку историй, которые рассказали читатели его блога. Такой коллективный герой нашего времени, портрет современника, написанный им самим. Это будет хорошая книжка, хотя вряд ли ее продажи окажутся такими же успешными, как продажи «Батальона ангелов» и прочего трэша, подписанного Борисом Акуниным.

Влад Толстов

Рекомендуем почитать