Режиссер — Стивен Спилберг
В ролях: Джейми Белл, Энди Серкис, Дэниел Крейг, Саймон Пегг, Ник Фрост, Гад Эльмалех
Продолжительность — 107 мин
Ну вот — давняя мечта Стивена Спилберга, наконец, сбылась: «Приключения Тинтина», его киноверсия знаменитого европейского комикса о приключениях журналиста Тинтина идёт примерно во всех кинотеатрах мира. Спилберг, безусловно, этим обстоятельством счастлив — что испытывать по этому поводу остальным, далеко не так очевидно.
Давайте сразу о том, чего никак не миновать — Стивен Спилберг снял потрясающе, фантастически неинтересный фильм. «Приключения Тинтина» — яркое, красочное, приключенческое, до отказа напичканное тайнами, загадками, смертельными опасностями, удивительными трюками и бесконечными шуточками, поразительным образом совершенно не увлекательное кино. Как такого эффекта удалось достичь — решительно непонятно.
Возможно, всё дело в первоисточнике. Важная история у себя дома в Европе, в остальных частях света комиксы бельгийского художника Эрже про жёлтого паренька с чубчиком и собачкой понятны лишь умозрительно. Спилберг же ведёт себя так, будто его многолетняя обсессия персонажем — самая естественная вещь на свете; от чего на «Приключениях Тинтина» регулярно ловишь себя на том, что испытываешь лёгкую неловкость. Примерно так же себя чувствуешь, когда смотришь на взрослых дяденек, разыгрывающих для детишек болезненно несмешной спектакль, но явно чрезвычайно довольных собой и процессом.
Да что там, Спилбергу, кажется, не удалось толком убедить в важности персонажа своих собственных сценаристов. Трио английских умниц (Стивен Моффат создал BBC-шного «Шерлока», Джо Корниш сделал «Чужих на районе», про Эдгара Райта, надеюсь, никому рассказывать не надо) прилежно придумывает всякие интриги, опасности и тайны, но в глубине души, кажется, само толком не понимает, зачем всё это нужно. Более того, периодически возникает ощущение, что в поисках вдохновения ребята поглядывали не столько в оригинальные комиксы Эрже, сколько куда-то в телевизор — вся история с сокровищами, средневековым парусником и пиратским проклятьем ощутимо отдаёт «Пиратами Карибского моря». Это у Спилберга, кстати, не впервые — в последнем «Индиане Джонсе» тоже не раз проскальзывали знакомые вербинские нотки. В чём есть своя горькая ирония — Вербински, вне всяких сомнений, сам в своё время изрядно ориентировался на молодого Спилберга.
Нет, кое-что в «Приключениях Тинтина» всё же есть — хотя бы та уверенность, с которой его триумфально искусственный визуальный мир утверждает, что, несмотря на все старания Роберта Земекиса, будущее у анимации по технологии захвата движения может быть вполне праздничным. Не стоит забывать и о паре примеров того, что может Спилберг, когда он в ударе — например, дуэль на портовых кранах или совершенно сумасшедшая сцена погони всех за всеми по разваливающемуся городу, сделанная одним бесконечным планом.
Но от этих примеров на «Приключениях Тинтина» в целом становится только тоскливее — когда понимаешь, что в идеальном мире такого Спилберга в «Приключениях Тинтина» должно быть не пятнадцать минут, а ровно сто семь.
Вердикт Кочерыжкина — Спилберг на автопилоте, печальное зрелище, проходите, не задерживайтесь