Режиссер — Тарсем Сингх
В ролях: Генри Кавилл, Люк Эванс, Фрида Пинто, Микки Рурк, Стивен Дорфф, Джон Хёрт, Изабелль Лукас, Келлан Латц, Стивен МакХэтти
Продолжительность — 110 мин
Переработать греческие мифы про богов и героев в духе современного супергеройского кино, помноженного на небывалую визуальную выразительность — а что, неплохая идея. Так на свет появились «Бессмертные» Тарсема Сингха.
В разговоре о «Бессмертных» есть пара неизбежных моментов, поэтому давайте обратимся к ним сразу — да, это действительно похоже на «300 спартанцев» Зака Снайдера, причем не только тематически и стилистически, но и в том, какую ключевую роль для финального продукта играет личность режиссера. Между Сингхом и Снайдером на самом деле немало общего — оба вышли из мирка рекламы и видеоклипов (в частности, именно Сингх снимал знаменитый клип R.E.M. «Losing My Religion»), оба потрясающие визуальные стилисты и мыслят прежде всего картинкой.
Но дальше начинаются различия — после дебютной «Клетки», в которой роскошная визуальность торжественно подминала под себя всяческий здравый смысл (то есть, как это обычно бывает и у Снайдера), Сингх сделал «Запределье», столь же удивительную визуально, но при этом ещё и умную, чуткую и вдумчивую картину о силе воображения и бесконечной важности придуманных историй. И, о славам богам, в «Бессмертных» достижения Сингха в части рассказывания историй никак не пасуют перед его окончательно распоясавшимся визуальным воображением.
Распоясавшимся — это ещё мягко сказано; это грандиозным, немыслимым, бесстыдным даже образом визуально роскошное кино. Яростная красота хлещет с экрана настолько мощным потоком, что в какой-то момент начинаешь чувствовать себя гостем бесконечно богатого пиршества — ты вроде уже наелся до отвала всеми представимыми и не очень яствами, а их всё продолжают и продолжают подносить. «Бессмертные» вполне могли бы работать в качестве такой бесконечной арт-инсталляции — запускаешь по кругу, отключаешь звук, и любуешься, сколько влезет.
При этом «Бессмертные» — в гораздо большей степени кино, чем те же «Спартанцы», распадавшиеся в конце концов на набор роскошных фотообоев. Хотя сама центральная история Тесея и его становления как воина, придуманная двумя гражданами с греческими фамилиями, отдаёт не очень приятным простодушием, древний мир, в который Сингх помещает эту историю, отличается некоторой угрюмой кровожадной убедительностью.
Это не нравоучительный мир детских мультиков по греческим мифам, это суровое и страшное место, где льётся кровь невинных, отрубаются конечности и головы, выдавливаются глаза и вспарываются животы. При этом Сингх вовсе не смакует эту мясорубку, но принимает её как данность — разве что в самом конце, в эпической финальной битве богов с титанами, начинает немножко мечтательно заглядываться на разлетающиеся по экрану в slo-mo кровавые брызги.
История о том, как в этом горниле кровавых ужасов выковываются доблесть и мужество, правда трогает Сингха — его герой, может быть, и несколько простоват (волей сценаристов), но режиссера искренне интересуют перипетии его судьбы, и ему хочется за него болеть и довести его до финала. Эта искренность в конечном итоге и превращает «Бессмертных» из сногсшибательного дизайнерского аттракциона в настоящее честное кино. Тот мальчишка в конце, который закрывает глаза и грезит о великих схватках, разворачивающихся на небесах — это и есть сам режиссер Тарсем Сингх. И к его грезам очень хочется присоединиться — ну, хотя бы на уровне подглядывания.
Вердикт Кочерыжкина - яростное и безбрежно красивое боевое кино по мотивам древнегреческих мифов