Сегодня в нашем меню три блюда, которым, на первый взгляд, место даже в разных ресторанах: ингредиенты, способ приготовления, вкусовые особенности — так они несхожи. Но именно они окажутся на вашем столе, стоит сказать: «Федя, дичь!»
Jimi Tenor and Abdissa Assefa — «Itetune»
Над закуской (или, если угодно, мезе) трудились финский затейник Джими Тенор (сделавший в свое время из победной поступи техно и дешевых карамелек) и перкуссионист эфиопского происхождения Абдисса Ассефа. Слово «трудились» нужно понимать буквально: каждый инструмент, использованный при записи «Itetune», был создан самими музыкантами из подручных материалов, это результат их физического и умственного труда.
В некоторых случаях они обошлись собственноручными копиями африканских инструментов, таких, как калимба (жителями саванн чаще всего делается из тыквы и металлических спиц) и уду (дырявый горшок, издающий при шлепке гулкие звуки). Другие звуковые приспособления были ими придуманы: например, фотофон, который работает за счет перевода изображения в звук, или электрическая флейта. Флейты обычные, но сделанные из сантехнических трубок, а также гитары из картонных коробок со шнурками вместо струн Тенором тоже использовались. Идея не то чтобы свежая, а результат не то чтобы ошеломительный, но все равно интересный. Афробит медленно расходится кругами по глади финских озер.
Matthew Herbert — «One Pig»
На новом альбоме известного интеллектуала от техно (бывает и такое) Мэтью Херберта тоже нет почти ни одного звука, причиной которого был бы профессиональный музыкальный инструмент. Инструменты здесь, в основном, сельскохозяйственные. «One Pig» — до поросячьего визга концептуальный альбом, рассказывающий о нескольких месяцах из жизни и смерти типичного британского хряка, обитавшего на типичной британской ферме. Такое вот произведение в духе натуральной школы.
Шесть первых месяцев-треков, а альбом разделен на месяцы, начинаясь в августе 2009 года, свин бегает по ферме: вот он пробежал по соломе, вот по дощатому настилу, где-то замычала корова, а вот там защебетали птички, фермер завел свой трактор, под копытцами хрустит снежок, хрю-хрю-хрю. В феврале 2010 года мясник наточит свой нож и спустит герою кровь. А к 16 августа 2010 (55 лет со дня издания «Скотного двора») его достанут из морозилки и приготовят, ножи и вилки будут скрежетать под довольное урчание желудков. Все вышеописанные жизненные перипетии взрослой свиньи, конечно, сгущены, закольцованы и превращены Хербертом в довольно мастерский техно-эмбиент. Для чего? Сам автор, отбиваясь от обвинений в жестоком обращении с животными, говорил, что хочет заставить своих слушателей задуматься об отказе от потребления мяса. Только вот кажется, что «One Pig» способен отбить от потребления вовсе не свинины, а техно.
Lou Reed & Metallica — «Lulu»
И на десерт наши сети притащили... Нет, не мертвеца, но слово это заканчивается тем же суффиксом. Сложно представить себе что-нибудь более дикое, чем творческий союз Лу Рида и «Металлики», и, когда на юбилее Зала славы рок-н-ролла они сговорились вместе записаться, это было похоже на шутку. На шутку это похоже и теперь. Два диска с композициями, средняя длина которых равна 7-8 минутам, ага. «Металлика» продолжает, как и на «Death Magnetic», творить риффовый коллаж, по степени творческой внятности похожий на забивание свай электрогитарой.
Лу Рид скрипучим голосом читает свой текст, написанный по мотивам экспрессионистских драм о жизни берлинской проститутки Лулу. В первых же строчках лирический герой Лу выражает желание себе что-нибудь отрезать и так далее. При этом Риду удалось засмущать самую, казалось бы, кровожадную публику: ведь именно тексты, в которых семя мешается с кровью совсем как, кстати, на обложках металликовских «Load» и «Reload», тексты, а не монотонное бурчание старика и не глуповатая радость музыкантов, стали причиной слушательского отторжения. Круто, когда в 70 лет можешь довести до обморока молодняк. Так кому еще положить кусок ноги, может, кто-то хочет грудки?
Саша Свистонов