Главная
>
Статьи
>
«1Q84», Харуки Мураками

«1Q84», Харуки Мураками

22.11.2011
5

Про новую книгу Мураками (правильнее назвать ее последней из написанных — в Японии «1Q84» вышла в 2009 году, и весь тираж книги был распродан за день) есть даже главка в русскоязычной Википедии. Как и во многих других романах Мураками, «Тысяча невестьсот восемьдесят четыре» состоит как бы из двух параллельных романов. Общее то, что события происходят в Японии в 1984 году, но в Японии ли? И чем все закончится? Как всегда, читателю предлагается нырнуть в книгу Мураками как в бочку с киселем — будет вязко, страшно, будет много странных признаний, и еще — ни в одной из книг Мураками нет таких клинически-подробных описаний секса, как в этом романе.

Вернее романов, как я уже сказал, два (и книга издана в виде симпатичного двухтомника).

В первом женщина, инструктор по фитнесу по имени Аомаме попадает в параллельный мир. То есть, она не совсем инструктор. Она наемная убийца, убивающая мужей, издевающихся над своими женами. Но не всех подряд, а только тех, на кого укажет некая богатая и властная старуха, у которой зять-садист убил дочь. И параллельный мир, в котором оказывается Аомаме, не совсем параллельный. Тут вам привет из оруэлловского «1984» (на него намекает и название романа Мураками): незначительные внешние смещения могут скрывать тектонические разломы в политической и социальной жизни.

Другой герой (вернее, персонаж параллельного сюжета) — начинающий писатель Тенго, пишет колонки для глянцевых журналов. И тут в его жизни появляется Комацу, прожженный критик и деляга, и предлагает работу: довести до ума рукопись повести «Воздушный кокон» молодой (ей 17 лет) писательницы Фукаэри. Сама Фукаэри — девушка весьма странная, она страдает дислексией и живет в собственной выдуманной реальности. Тенго рукопись практически переписывает, после чего книга становится бестселлером и получает престижную литературную премию. В романе будут куски из этой книги авторства Фукаэри-Тенго, тот самый магический реализм, который сделал в свое время Харуки Мураками самым читаемым японским писателем. А еще там будет много сплетающихся сюжетных линий: например, выяснится, что оба — Амоаме и Тенго — пересекаются с некоей тоталитарной сектой, причем внешне все выглядит вполне пристойно: нормальная коммуна хиппи с лозунгами про свободу и всеобщую любовь, за кулисами — страшная реальность с насилием и убийствами. Там еще будут вставные новеллы об истории народца гиляков со ссылками на книгу Чехова «Остров Сахалин». В общем, все, как всегда у Мураками: смешались в кучу люди, овцы, религиозные фанатики, безбашенные девушки, замороченные неудачники, исторические эпохи и А.П.Чехов — и из этого нагромождения потянулась нить повествования. Харуки Мураками умеет распутывать любые сюжетные узлы (при этом как-то забываешь, что в основе многих его романов лежит именно детективная интрига).

В общем, я не буду пытаться пересказать содержание книги Мураками, тем более что сам автор категорически запретил своим издателям проводить рекламные кампании по раскрутке «1Q84», чтобы избежать спойлеров. А ведь именно на спойлерах в романе все и держится (я тоже, пересказывая сюжет, кое-что затемнил, кое-что не рассказал). В любом случае «1Q84» — самое масштабное произведение Мураками, его, можно сказать, «Война и мир» — и уже сейчас можно предположить, что если Мураками и получит Нобелевскую премию, то дадут ее именно за роман «1Q84». Часто приходится читать, что Мураками — это писатель, который пытается взглянуть на жизнь японского общества глазами европейца. Правда, теперь вам предлагается еще более запутанная задача: представить, как бы выглядел роман «1984», если бы Оруэлл был японцем и смотрел на европейскую цивилизацию глазами представителя японской культуры. Вот это смещение фокуса и создает удивительный эффект книг Мураками: вроде все узнаваемо, но совершенно не понятно, чем закончится.

Влад Толстов

Рекомендуем почитать