«Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела,
картавя что-то малопонятное, но, судя по женским
лицам в партере, очень соблазнительное:
— Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар,
вечерние платья, платья коктейль...».
© М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
До Нового года остался всего месяц, а это значит, что уже совсем скоро город захлестнет лихорадка предпраздничного шопинга. Хотя, судя по забитым до отказа парковкам основных торговых центров, многие горожане в этом году решили не откладывать приятные хлопоты на последние декабрьские дни, и уже приступили к массовой закупке подарков. Блог «Где деньги» тоже с удовольствием готовится к празднику, но просит читателей, в меру возможности, сохранять благоразумие.
Итак, первое. Многие работодатели накануне долгих новогодних каникул стараются выплатить работникам большие суммы — в опережение установленного графика заработной платы, «чтобы люди не оставались на праздники без денег». С одной стороны, такую заботу стоит поприветствовать, но, с другой стороны, это чистой воды медвежья услуга. Пребывая в праздничной и последующей отпускной эйфории, а также ощущая приятную наполненность кармана, мы зачастую забываем о том, что следующая зарплата — только в далеком феврале. В то же время скорость расползания дензнаков на выходных заметно повышается по сравнению с рабочими буднями — в новогоднюю неделю мы ходим по друзьям, радуем себя чем-то вкусненьким в теплых уютных кафе, по инерции продолжаем покупать подарки всем «неодаренным», да и просто чаще ходим в магазины — развлечься, согреться и размяться. В итоге, к 11 января в среднестатистическом семейном бюджете вырисовывается ощутимый кассовый разрыв, этакое финансовое похмелье, которого лучше бы избежать, чем бороться с его последствиями. Наш совет прост — попробуйте «не заметить» выплаченных сверх привычного денег. Планируйте покупки исходя из тех сумм, какими обычно располагаете к концу месяца — остальное оставьте на карте (а карту оставьте дома!), или в надежном месте.
Второе. Рождественская распродажа. Ах, сколько соблазна в этих словах: скидки, распродажа, акция... Куда не зайди — в любом магазине прилавки пестрят «специальными предложениями». Споро перенявшие западную практику наши торговцы тоже вовсю перечеркивают ценники, дарят подарки, раздают бонусы и скидочные купоны. Признаем, часто это действительно выгодные предложения, которые как нельзя кстати приходятся на период масштабных праздничных расходов. Но бывает и наоборот. Так, например, некоторые магазины накануне праздничного ценопада на весь ассортимент выставляют повышенные ценники, которые потом торжественно «урезают» — сразу процентов на тридцать. Большими красными буквами. Покупатель покорен неслыханной щедростью, с полок сметаются не только ходовые позиции, но и залежалый неликвид, а магазин довольно потирает руки.
Или, допустим, некий парфюмерный магазин объявил «акцию», и готов продать три единицы товара по цене двух (то есть одну подарить! — ахают модницы) — но при условии, что каждая единица стоит не менее 1500 руб. Милые дамы, поменьше эмоций — ведь на языке цифр это всего лишь скидка в 33,3% — выбираем товар на 4500 руб., платим 3000 руб., и, довольные, уходим. Из личного опыта, при проведении подобных акций на цену той самой третьей «бесплатной» помады ставят ограничение — это должна быть самая дешевая позиция в чеке. То есть за те две, что подороже, вы платите, а третью, так и быть, вам дарят. В итоге, скидка получается даже не 33,3%, а чуть меньше — а это уже совершенно не «вау-эффект». Для крупных магазинов парфюмерии и косметики скидка 25% по клиентским картам — это джентльменский минимум, и позаимствовать такую карту у кого-то из подруг при необходимости труда не составит.
Также отправляясь в новогодний шопинг-рейд стоит запомнить, а лучше записать на видном месте Золотое Правило Шопоголика: скидки накануне Нового года — совсем не то, что скидки после Нового года. Если сейчас торговые сети готовы уступить 15-20% от заявленной цены, то после Нового года скидки заметно «повзрослеют» — можно рассчитывать и на 40%, и на половину снижения. Конечно, отложить покупку подарков для родных и друзей на «после каникул» вряд ли получится, но делать покупки для себя любимой/любимого лучше чуть позже — так вы и сэкономите, и продлите ощущение праздника.
Третье. Новый год — праздник яркий, полный традиций и специальной атрибутики. Если на 8 марта или день рождения вполне можно обойтись тематической открыткой и букетиком, то Новый год предполагает как минимум ёлку, а также гирлянду, мешок мандаринов и столь популярные в последние годы символы наступающего года — по китайскому, японскому календарю, по календарю майя, инков и ацтеков. Экономить на новогодней ёлке — последнее дело, и даже такое серьезное издание, как «Где деньги» не готово встречать Новый год на фоне унылых обоев или гобелена с оленями. Но вот против всеобщей одержимости фигурками драконов, поросят, тигрят иже с ними постараемся вас уберечь. Во-первых, скульптурки и игрушки в виде зверушек — символов года — это оскорбительно банальный подарок. Во-вторых, качество подобной символики оставляет желать лучшего — магнитики и керамические истуканчики, которые принято закупать десятками штук (чтобы на всех хватило), не только не радуют, но даже обременяют «счастливого» получателя — потому как хранить такую безделицу неохота, а выбросить неудобно. И, наконец, даже при копеечной стоимости безделушки, пусть рублей в 50, за счет объема набегает немалая сумма. Подумайте, может лучше коллегам купить один вкусный торт, чем двадцать бракованных магнитиков?
И, наконец, какой бы экономической логикой не была продиктована покупка, лучший подарок — это желанный подарок, выбранный с душой для любимого и дорогого человека. Внимательно относитесь к своим близким, и тогда новогодняя суета доставит вам только радость.
Анна Ячменёва, ЗАО «УК «СМ.арт»