Сходил на нового Оливье Маршаля, названного в нашем прокате «Неприкасаемыми» (хотя по правде они называются, если я правильно понимаю, «Лионцами»). По результатам вынужден констатировать грустный факт: Акела в этот раз капитально промахнулся.
Формально всё вроде бы как всегда — бандиты, полицейские, тяжелая мужская работа, боевое братство, стрельба и великие драмы. В центре истории — реальная банда Лионских налётчиков, потрошивших город и окрестности в середине 70-х. Причем сюжет развивается сразу в двух пластах — в настоящем, когда герои уже на заслуженном отдыхе, и в прошлом, когда лихие деньки были в самом разгаре. Разумеется, боевое прошлое возвращается и кусает за жопу, и опять приходится доставать уже изрядно запылившийся пистолет.
Нет, Маршаль по-прежнему непревзойденный поэт фактурного мужского лица — физиономии тут просто замечательные, причем в обоих направлениях; эти солнечные очки, усы и бакенбарды в 70-х, эти морщины и седина в нулевых. Финальный крупный план лица Жерара Ланвана тоже довольно грандиозный, почти как в «Майкле Клейтоне». Перестрелки и прочая криминальная активность у него тоже выходят ого-го — есть могучая сцена штурма больницы, есть шикарное убийство кредитной карточкой. Но интонационно при этом — совсем мимо; вместо Джонни Кэша получается какой-то «Владимирский централ».
Обрамляющая историю банды лионцев современность вся сплошь из распоследних жанровых клише — слово бандита, брат за брата, ушёл на покой ради семьи, всё такое. Про довольно мощный драматический поворот, который в финальные минут десять таки закручивается, Маршаль полфильма вообще умалчивает, предпочитая вместо этого включать многозначительные рапиды родственников под надрывающийся оркестр (такое минуты с пятой начинается). При этом в той части, где про ограбления банков в 70-х, чувствуется нешуточная энергия. То есть, могло вполне получиться такое нормальное бандитское ретро, в духе «Врага государства № 1» — но Маршалю надо было поиграть в автора, навертеть вокруг ленточек, и всё пошло прахом. Эх.
Сергей Мезенов