Широкоформатные дорогущие мультфильмы, которых сейчас в афише любого кинотеатра воз и маленькая тележка, любят критиковать не меньше, чем политику нынешнего руководства страны и, в принципе, за то же. Основные аргументы противников анимационного ширпотреба — отсутствие, в своем большинстве, внятных и свежих идей, духовная пустота. Основной аргумент сторонников — весело и ладно. «Весело и ладно» — вполне себе достойное обоснование, тем более что конкуренция на рынке детской мультипликации о-го-го какая, и новинки штампуют со скоростью, достойной фальшивомонетчиков. А вот как быть с театром? Годится ли и там принцип «весело и ладно»?
В это воскресенье в Красноярской краевой филармонии проходил замечательный новогодний праздник «РазДваЁлка» с собственно ёлкой, снежинками, Дедами Морозами и прочими волшебными радостями. Оформлением затейливых интерактивных площадок и разработкой «детских маршрутов» по холлам и этажам БКЗ занимались творческое объединение «Твори-гора» и арт-группа КИЦа — думаю, родители могут сказать креативщикам большое спасибо. Внутри было так здорово и так много всего, что я сразу же перестал обижаться на то, что мне, в отличие от других детей, на входе не дали конфетный подарок.
А потом на большой сцене показывали новогодний мюзикл «12 месяцев», которым занимались уже совсем другие люди, и благодарить которых я бы поостерегся. Пытаясь дать определение увиденному, долго выбирал между двумя словами — сюр и эклектика, но в итоге с солидным перевесом победил невесть откуда взявшийся нецензурный вариант. Оперные партии, фольклорные напевы, следом — брейк-данс под что-то очень жесткое, до этого — школа художественной гимнастики с белоснежными лентами, потом — нескромные танцы от нескромно одетых терешкинцев. И все это на фоне невнятного сюжета, в котором мальчик с плохой дикцией и восторженная Ольга Куркина идут в лес за некой давно запримеченной ёлочкой сквозь мешанину неинтересных историй. Собственно, по существу тут говорить больше не о чем — то, что происходило на сцене, больше походило на отчетный концерт центра художественной самодеятельности, чем на спектакль. Увы, в очередной раз мы стали свидетелями того, как режиссер и сценограф не смогли рационально распорядиться потенциалом талантливых артистов.
Но есть и другая сторона медали — почти божественная красота костюмов и декораций, подкрепленная 3D анимационной графикой и различными свето-дымо-звукоэффектами. Визуальное пиршество завораживало не только меня — дети по соседству периодически обалдевали и переставали жевать конфеты. Когда после окончания действа я расспрашивал ребятню о впечатлениях, они больше размахивали руками и округляли глаза, чем говорили. Точно после просмотра очередного Шрека-8 в 4D.
Рассказываю подруге о спектакле, она смеется: «Ну, сказка хотя бы детская получилась, да? Там не было двойного подтекста?». «Да там бы хоть текст был нормальный», — отвечаю. Вячеслав Цюпа, не выступивший в данном случае как режиссер, не выступил и как драматург.
Евгений Мельников