Главная
>
Статьи
>
Культурная амнезия

Культурная амнезия

27.01.2012
9

Недавно я попросила старшеклассников написать небольшой текст о своей любимой фотографии. «Я не знаю точно, кто сделал этот снимок, но когда я увидел его — не мог оторвать глаз от экрана монитора» — так начиналась одна из домашних работ. «Неизвестная» фотография оказалась «Поцелуем у гостиницы Вилле» (1950) — одним из самых узнаваемых кадров Роберта Дуано.

Такая забывчивость — не частность, а скорее, знаковый пример того, что фотография растеряла своего автора. Снимки, взрывавшие когда-то общество, становящиеся символом времени, получавшие звание «лучшей обложки» Rolling Stone, Life, Time сегодня существуют в пространстве интернета в качестве картинки, аватарки, служат материалом для демотиваторов и прочего сетевого юмора. Мы воспринимаем сильные, знаковые фотографии в общем потоке снимков с котятами, анорексичными девушками, рекламными плакатами. И это лишь часть нашей культурной амнезии — неспособности отделять произведение искусства от сетевой чепухи и знать о нем хоть что-то. Например, автора.

«В то время как многие хорошо знакомы с иконическими фотографиями, подавляющее большинство людей понятия не имеет, кто создал эти работы. Мой проект нацелен на то, чтобы исправить эту ситуацию», — говорит о своей серии «По ту сторону фотографии» Тим Мантоани. Техническая идея проекта проста — запечатлеть известного фотографа вместе с его легендарным снимком, показать тех, кто стоит по ту сторону камеры. Мантоани начал воплощать ее в жизнь с 2006 года, и сегодня он уже сделал 150 портретов мэтров американской фотографии и издал альбом «Behind Photographs: Archiving Photographic Legends».

Работа Мантоани кажется мне крайне симпатичной, потому что она не только напоминает, что легендарные снимки не рождаются случайно, их создают их выдающиеся мастера. «По ту сторону фотографии» — это еще и любопытный, хоть и мозаичный, экскурс в культуру и историю. Известные фотографы делали подписи под своими портретами, сделанными Мантоани: Марк Селиджер рассказывает судьбу самого известного снимка Курта Кобейна, Лайл Оверко делится ощущениями о том, как он фотографировал горящие башни-близнецы 11 сентября, Эллиотт Эрвитт шутит, повествуя, где был сделан его знаменитая фотография.

Интересно, что для проекта Тим использовал необычную камеру — Polaroid формата 20 на 24 дюйма. «Это довольно интересная, я бы сказал, магическая штуковина! — делится Мантоани. — Каждый фотограф, задействованный в проекте, был увлечен процессом. Я не думаю, что проект имел бы такой же успех, если бы я просто взял обычную цифровую фотокамеру. Polaroid выдавал какие-то особенно живые и философские кадры, чего стоит одни только рифленые рамки фотографии, все настолько красиво и трепетно. Фотоаппарат старый и довольно редкий и „снимать“ им тоже было нелегко».

Мантоани занят нужным сегодня делом — он восстанавливает автора. Показывает, что за растиражированными снимками стоят личность, труд, опыт, история. Сейчас по отношению к произведениям искусства эти понятия часто затираются. Как бы здорово было, если бы наши фотографы прониклись проектом Мантоани и сотворили что-нибудь подобное про отечественных классиков фотографии.

Анна Мерзлякова

Рекомендуем почитать