Режиссер — Рэйф Файенс
В ролях: Рэйф Файенс, Джерард Батлер, Ванесса Рэдгрейв, Брайан Кокс, Джессика Честейн, Джеймс Несбитт
Продолжительность — 123 мин
В «Кориолане», своём дебюте в режиссуре, замечательный английский актёр Рэйф Файенс взвалил на себя довольно неподъёмную задачу — не просто экранизировать одну из не самых известных пьес Уильяма Шекспира, но и перенести её действие из древнего Рима в современность. Получилось не то чтобы безоговорочно удачно, но — как мы уже сказали, задача была и правда не очень подъёмной.
В принципе, в идее трансплантации событий «Кориолана» в современность есть свой смысл. Тематически в этой трагедии есть масса параллелей с миром за нашим сегодняшним окном — бесконечные конфликты между нациями, не способными жить в мире, бесконечные политические интриги, в которых нет места человеку, стремящемуся жить в соответствии с собственными принципами. Даже сам сюжетный заход там немного пугающе злободневный — когда Файенс начинает фильм с телевизионных трансляций с заголовками «Продовольственный кризис в Риме» трудно немедленно не вспомнить, вздрогнув, современную Грецию.
С другой стороны, красиво стыкуясь с современностью тематически, первоисточник «Кориолана», которого Файенс придерживается с фанатичной верностью — что среди прочего означает, что да, весь фильм сделан в стихах — расходится с ней по множеству мелочей, оказывающихся в конечном итоге довольно важными. Один из ключевых моментов истории бесстрашного воина и полководца Кая Марция Кориолана (Файенс) заключается вот в чём — когда его после очередной удачной военной кампании по защите Рима от агрессоров выдвигают на должность консула, ему необходимо получить для этого поддержку народа; ему самому при этом мысль как-то дополнительно агитировать народ, который он собственной кровью защищал в восемнадцати военных кампаниях, кажется опасно близкой к проституированию, да и просто просить оправдания у простолюдинов кажется дико унизительным. Нельзя сказать, конечно, что на сегодняшний день проблема классового расслоения исчезла полностью, но так пронзительно остро, как у Шекспира в «Кориолане», она точно не стоит — в результате чего возмущенное нежелание полководца и воина лебезить перед нижестоящими в современном контексте выглядит неприятной ограниченностью и чересчур воспаленной гордыней.
Важно также и то, что технология и практика политических дебатов претерпела значительные изменения со времён Древнего Рима — по крайней мере, роль простых граждан в этом увлекательном процессе уж точно была сведена к минимуму. И одобрение народом кандидатуры Кориолана, которое является таким могучим камнем преткновения в Древнем Риме, в современном мире вряд ли кого-то заботило бы столь сильно. И последнее — понятно, что та мера условности, что есть в пьесе, Шекспиру на театральной сцене была необходима; когда же ты видишь современных людей в современном мире, изъясняющихся между собой таким вот образом, довольно трудно преодолеть возникающий диссонанс.
Впрочем, сказать, что Файенс в своём дебютном заходе на территорию режиссуры не справился совсем, было бы категорически несправедливо. Как опытнейший актёр, он прекрасно знает, как работать с актёрами — и собранные им артисты как один выдают мощнейшие работы. Разве что Батлер, внезапно оказавшись в столь серьёзной и могучей компании, как будто бы несколько растерялся, да так до конца фильма и не преодолел эту растерянность — но все остальные, и Кокс, и Честейн и особенно Рэдгрейв в ключевой роли матери Кориолана, показывают актерское мастерство высочайшего уровня. Но солирует, конечно же, Файенс — даже когда некоторые мотивировки его титульного героя немного теряются и расплываются при переносе в современность, он выезжает на чистой энергетике исполнения. Его Кориолан — человек больше жизни, яростный сгусток боевого духа, негодования и стремления быть собой, во что бы то ни стало, и Файенс в такой сильной и богатой роли притягивает взгляд, как мощнейший магнит.
«Кориолан» безупречно разыгран и любопытным образом снят, намеренно напоминая телевизионные репортажи из горячих точек или с политических мероприятий — но при этом есть чёткое ощущение, что Файенс-режиссер немного пренебрегает изобразительным планом. Да, он знает, как просчитанное движение камеры или правильно выстроенный ракурс может передавать те или иные изменения в эмоциях героев — но в основном он предпочитает опираться на другие вещи.
Его главные нарративные инструменты — это актёры и, конечно, сам шекспировский текст. И в результате «Кориолан» в первую очередь выглядит не столько самостоятельным произведением, сколько таким монументальным памятником первоисточнику, воздвигнутым в киноплёнке. Этот большой и ужасно амбициозный проект можно — и нужно — уважать и даже, пожалуй, им восхищаться — но вот полюбить его всей душой отчего-то не выходит.
Вердикт Кочерыжкина — отчаянно смелая, весьма могучая и блестяще сыгранная, но не до конца продуманная экранизация Шекспира