Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Охотники за скальпами — Домашний кинотеатр

Охотники за скальпами — Домашний кинотеатр

31.01.2012
1

Комический вестерн Сидни Поллака, третья его режиссерская работа, сделанная в конце 60-х ещё до его главных программных фильмов.

Берт Ланкастер в прекрасном режиме «Здравствуйте, я кинозвезда» (и страшно напоминая Рассела Кроу до того, как он связался с Ридли Скоттом и превратился на десятилетие в скучного зануду) играет Джо Басса, свободного охотника, занимающегося промысловой добычей шкур. По пути домой его с уловом перехватывают индейцы и под дулом ружья предлагают обменять все его шкуры на чёрного раба по имени Джозеф Ли (Осси Дэвис, прекрасный негр, который через тридцать с лишним лет сыграет Кеннеди в безумном «Баббе Хо-тепе» Дона Коскарелли). Бассу раб без надобности, но и шкуры надо как-то возвращать, так что он берёт Джозефа Ли с собой, чисто про запас — тот оказывается образованным, воспитанным, обученным читать, писать и латыни, очень хитрым и очень болтливым — и идёт по следу индейцев. Как раз когда внезапно сложившаяся парочка примеряется отбивать шкуры у индейцев, на тех налетает кровожадная банда охотников за скальпами — бандитами, у которых государство покупает индейские скальпы по 25 баксов за штуку — вырезают всех и уводят их лошадей с собой — включая ту, на которую навьючены шкуры Джо. Так что теперь парочке приходится тащиться и за бандой тоже.

«Охотники» прекрасно устроены — вроде бы ничего необычного в них нет, но сделано всё так здорово и по делу, что смотришь, не отрываясь. Там эта история, что человек весь фильм гонится за какими-то шкурами, очень смешно дана — так, что они, в конце концов, становятся такой метафорой для любых устремлений, которые заставляют человека идти вперёд. Финал в этом плане особенно смешной, конечно — ну, и то, что в какой-то момент, когда Басс устраивает для банды головорезов очередную хитроумную ловушку и требует назад его шкуры, они прямо взвывать начинают, мол, да что же это такое, сколько можно-то нас из-за каких-то дурацких шкур доставать.

Ещё там очень интересно отношения главных героев прорисованы. В кадре Дикий Запад, чёрного, понятно, никто ни во что не ставит — в начале есть эпизод, в котором Басс абсолютно добродушно, будто самые естественные вещи на свете рассказывает, объясняет, что раз ты, мол, африканских корней, значит, по природе твоей тебе выпало быть рабом, без обид. А за кадром при этом 1968-й год, Мартин Лютер Кинг, все дела — поэтому сюжет выстраивается на том, что белому надо в конце концов понять, что черный — не просто равный ему человек, а человек, который ему необходим. Поллок, либерал и гуманист, довольно чётко рисует этот конфликт, но при этом грамотно избегает широких жестов и проповедей — там главный самый момент этой истории обставлен так, что просто один человек с другим выпивкой делится.

Ну, и вообще в «Охотниках» очень много прекрасных моментов. Вот, скажем, есть главарь этой банды охотников за скальпами, за которой герои полфильма тащатся — он вроде жестокий кровожадный убийца, но при этом вместе с ним в караване едет его жена, которая периодически начинает его очень смешно пилить; мол, обещал красивую жизнь, зараза, домик со столиком и скатертями, а вместо этого таскаемся по чёрт знаем каким тьмутараканям, что и помыться нормально негде. Там много ещё таких вот прекрасных и замечательных штук, с помощью которых обычный вестерн превращается в прекрасное и смешное кино.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать