Зима — традиционный сезон распродаж. Редкий магазин сейчас не пестрит зазывными плакатами с надписью «sale» и цифрами скидок. В пик распродаж они могут доходить до 70%. На неискушенного покупателя такая щедрость действует, как гипноз, многие готовы отдать последнее за заветную шмотку. Однако шоперы со стажем не спешат доставать кошельки. Они-то знают, что «со скидкой» тебе могут «впарить» вещь по вполне реальной, а то и завышенной стоимости.
Аукцион невиданной щедрости
При слове «распродажи» на ум приходят в первую очередь магазины одежды. Оно и понятно, для одежного ритейла распродажи — не просто сезонные маркетинговые акции, а один из главных способов сбыта товара. Скидки здесь действуют круглогодично, в пиковые же сезоны начинается настоящий «аттракцион невиданной щедрости». Один из таких сезонов — зима. Распродажи стартуют примерно в конце декабря, а к февралю, то есть сейчас, достигают апогея. Это связано с тем, что магазинам необходимо как можно скорее освободить складские и торговые площади для свежего товара — он уже начал поступать, основной же завоз будет в конце февраля — начале марта.
В магазинах одежды средней ценовой категории в настоящее время на зимние коллекции скидывают до 50-70%. На дорогие брендовые вещи скидки меньше — 30, редко 50%. Может показаться, что магазины торгуют себе в убыток, однако это не так. Продажи одежды — бизнес высокомаржинальный, торговая наценка в рознице может доходить до нескольких сотен процентов. — Если вещь продается со скидкой даже процентов 70, будьте уверены, что оставшиеся 30% — это и есть ее реальная стоимость. То есть, цена, по которой продавец сам купил ее у поставщика. Местные одежные ритейлеры не торгуют себе в убыток, максимум — «в ноль». Помню, года полтора-два назад, в разгар кризиса, магазины стояли, заваленные одеждой, и весенние коллекции пришли на месяц позже обычного. У ритейлеров просто не было денег на закупку нового товара, однако и в убыток себе они не торговали, — говорит консультант по шопингу Елена Коврыга.
Многих покупателей удивляет, что распродажи в магазинах одежды могут проходить постоянно, а надписи «sale» круглый год не исчезают с их витрин и ценников. Люди подозревают, что здесь кроется обман, попытка просто завлечь их в магазин. Однако специалисты говорят, что в этом нет ничего удивительного — многие производители сегодня обновляют свои коллекции по нескольку раз в год. Соответственно, и поступают они в магазины, и попадают под распродажу неравномерно. — Раньше производители выпускали по две, максимум, три коллекции в год. Сейчас многие выпускают по 4-5, а, например, ZARINA заявляет, что обновляет свои коллекции по 12 раз в году. Тот есть, ежемесячно. Поэтому распродажа в магазине может действительно не прекращаться. Это не значит, что весь ассортимент попадает под нее, просто на распродажной стойке постоянно есть какие-то вещи, — поясняет Коврыга.
Однако бесспорно и то, что распродажи для ритейлеров — это возможность манипуляций с ценами и обмана покупателя. Типичный прием — «старая» и «новая» цена. Покупателю наглядно демонстрируют скидку на вещь, и он уже не задумывается, что скидка эта мнимая — на самом деле нет никакой, ни «старой», ни «новой» цены. Елена Коврыга рассказала о личном опыте в этом отношении: — Я как-то долго «охотилась» за платьем в одном из брендовых магазинов города, ждала распродажи. Когда же она началась, я пришла и увидела, что якобы «старая» цена платья указана раза в полтора-два выше той, что была на самом деле. А «новая» — ниже ее всего рублей на сто. Проще говоря, изначальную стоимость вещи завысили, а потом сделали на нее якобы «скидку». В итоге цена осталась фактически прежней. Конечно, я устроила скандал и потребовала объяснений. Со мной даже связались люди из федерального представительства этой торговой марки, но сказали, что никакого обмана нет, магазин вправе устанавливать цены по своему усмотрению.
Получается, даже если вы уличите продавца в подобном обмане, привлечь его к ответственности не получится. Закон действительно не запрещает ему произвольно устанавливать и изменять цену на товар. — Вы, конечно, можете поорать, закатить скандал, но в реальности все, что вы сможете сделать, — «назло» продавцу не купить вещь, — разводит руками консультант по шопингу.
Распродажи практикуют не все
Безусловно, одежный ритейл — самый «распродажный» сегмент потребительского рынка. Однако различные акции скидок и выгодные ценовые предложения периодически действуют и у продавцов в других направлениях. Так, перед Новым годом многие местные автодилеры предлагали автомобили «по специальным ценам», с экономией до нескольких десятков тысяч рублей. — Конечно, распродаж «старых коллекций» и «неходовых размеров» у нас нет, и быть не может. Само понятие «распродажа» относится все-таки к торговле товарами массового потребления. К автобизнесу, особенно, премиальному, оно неприменимо. Однако сезонные маркетинговые акции, предполагающие для покупателей различные преференции, в том числе, скидки на авто прошлого года выпуска, у нас, безусловно, проводятся. Но и то, только в зависимости от конъюнктуры рынка. Например, прошлый год сложился так, что у нас осталось крайне мало машин 2011 года производства, поэтому сейчас мы не можем сделать покупателям большое предложение, — рассказывает генеральный директор «Ауди Центр Красноярск» Ринат Тухватулин.
Продавцы компьютерной техники тоже говорят, что не могут позволить себе массовые распродажи. В первую очередь из-за крайне низкой маржи. Цены на товар снижены до предела, и скидки с целью просто сбыть товар — неоправданное расточительство. — Поэтому у нас не бывает, например, тех же сезонных скидок. Единственное, чем может быть вызвано снижение цены, это избавление от неликвида — залежалого или бракованного товара. Но это, сами понимаете, вынужденные и незапланированные шаги, — поясняют в компании «Техномакс».
Есть сегменты рынка, где «распродажи» — совсем уж неслыханное явление. Это касается специфических товаров, таких как, например, музыкальные инструменты. Здесь практически отсутствует понятие «неликвид», а многие ассортиментные позиции завозятся в единичных экземплярах. — Товар у нас немассовый, поэтому скидки — крайне редкое явление, вызванное отнюдь не маркетинговыми соображениями. Например, можем скинуть цену при наличии какого-то косметического дефекта инструмента — царапины, потертости. На функциональность это не влияет, но мы понимаем, что оценивать инструмент в полную сумму уже не можем. Вот, пожалуй, и все, — говорит директор магазина «Мир музыки» Наталья Лаук.
Купил со скидкой, вернул — по полной
Защитники прав потребителей говорят, что товары, купленные на распродажах, нередко выступают предметами разбирательств между продавцом и покупателем.
Чаще всего это случается, если покупатель хочет вернуть вещь и получить обратно деньги. — В законе оговорены особые условия цены при распродаже. Купив вещь со скидкой, потребитель имеет право ее вернуть и потребовать возмещения уже полной стоимости. Предполагается, что потребности покупателя оказались не удовлетворены, соответственно, продавец должен возместить ему ущерб. И, например, если условия цены уже изменились — она повысилась, покупатель вправе требовать возврата полной стоимости, без учета скидки, — поясняет председатель правления «Центра защиты прав потребителей» Алексей Ерохин.
Он заметил, что до суда подобные дела доходят редко. В большинстве случаев сторонам удается договориться. — Исключение составляют, как правило, эпизоды, где фигурируют крупные суммы. Например, попытки потребителей получить деньги с туроператоров за несоблюдение, по их мнению, условий тура, — уточняет Ерохин.