Режиссер — Мишель Хазанавичус
В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Пенелопа Энн Миллер, Джон Гудман, Джеймс Кромвелл, Мальколм МакДауэлл
Продолжительность — 100 мин
Знакомьтесь — «Артист» Мишеля Хазанавичуса, скромная чёрно-белая французская картина, которая с великой вероятностью отберёт в этому году все главные «Оскары» у Терренса Малика, Стивена Спилберга, Вуди Аллена, Александра Пэйна, Мартина Скорсезе и даже режиссера Стивена Долдри, снимающего с определенного момента исключительно фильмы для выдвижения на «Оскар» (см. «Часы» и «Чтец»).
Честно говоря, по личному знакомству с «Артистом», его внезапная популярность на всевозможных известных кинопремиях вызывает, скажем так, некоторое лёгкое недоумение. Ну, ладно «Оскар» — удивительные 10 номинаций специалисты и инсайдеры объясняют в основном усиленной закулисной работой вернувшегося в большой кинобизнес Харви Вайнштейна, известного своим умением продавливать на «Оскаре» нужные ему картины. Но 12 номинаций на английскую премию Bafta (в семи из которых «Артист» победил, в том числе и главных — лучший фильм, лучшая режиссура, лучшие главные роли), 10 на французский «Цезар», приз за лучшую международную картину от национальной кинопремии Австралии, первое место в списках лучших фильмов года у влиятельных критиков из Time, The Guardian и The Telegraph и отдельную Пальмовую ветвь в Каннах за лучшую роль собачки? Одним Вайнштейном всего этого никак не объяснишь (Хотя мне тут параллельно подсказывают, что вполне можно. Кроме, разве что, собачки).
Нет, «Артист» не то чтобы категорически и непролазно плох — это довольно милая романтическая история, развивающаяся в эпоху прихода звука в немое кино и стилизованная под это самое немое кино. В принципе, такими стилизациями тире пародиями Хазанавичус занимался и раньше, посылая, например, ласковые валентинки кинематографу
Впрочем, даже если попытаться абстрагироваться от технической стороны дела и сосредоточиться чисто на сюжетной стороне истории, от «Артиста» остаётся обидно мало. Берясь за историю падения актёра во времена смены кинематографических эпох, Хазанавичус легкомысленно прыгает по верхам, свободно зачерпывая сюжеты из бездонного колодца классического кино — глазастые зрители уже рассмотрели довольно явные параллели и со «Звезда родилась», и с «Поющими под дождём».
Говоря иначе, практически по любому вопросу, так или иначе затрагиваемому «Артистом», у мирового кинематографа уже давно приготовлен подходящий ответ, гораздо более внятный и весомый. В этой связи всю восторженную чехарду вокруг милой, чего уж там, но страшно поверхностной картины Хазанавичуса получается объяснить только одним предположением. Что бесконечная радость от встречи с великим немым кино в версии, предлагаемой «Артистом», немного схожа с чувством выполненного гражданского долга, наступающего после того, как кликнешь «лайк» на «Фэйсбуке» под очередной карикатурой около-политического содержания. Вроде и делать ничего не надо было (ни на площадь выходить, ни копаться в залежах старых немых фильмов), а в то же время и приятное чувство сопричастности появилось.
Вердикт Кочерыжкина - легкомысленная стилизация под немое кино, необъяснимо преподносимая публике чуть ли не как главный шедевр мирового кинематографа последнего времени