Главная
>
Статьи
>
Назад к гуманизму

Назад к гуманизму

21.02.2012
2

На прошлой неделе случилось одно из самых масштабных и важных мировых фотографических событий года — я говорю о конкурсе World Press Photo-2012. За его результатами всегда интересно следить, потому что, как ни крути, WPP определяет тенденции фотожурналистики, задает новую планку или всерьез заставляет задуматься о том, что же происходит с современной фотографией.

Но WPP — не только развлечение для профессионалов, этот конкурс — способ взглянуть на год мировой истории в разрезе, глубоко, не набегом, а с полной серьезностью. В галерее победителей WPP новость о революционных волнениях на Востоке становится целым исследованием, а эпизод из жизни семьи, удостоенный заметки в местной прессе, — драматической историей.

Проект-менеджер конкурса World Press Photo Юрре Янсэн дал интересное интервью «Русскому репортеру» о том, откуда вообще пошел конкурс и чем он отличается от других: «Сегодня фотожурналистика переживает особое время. В интернете, а порой и в печатных и телевизионных СМИ, все больше фото и видео, сделанных очевидцами событий. Иногда такая информация — уникальна и в этом ее ценность. Но это не означает, что профессия фотожурналиста умирает. Наоборот, это заставляет ее искать новые формы, быть гибкой, переменчивой. Журналист с фотоаппаратом — не только специалист в технике, он профессионал в какой-либо теме, он ставит задачи и погружается в процесс съемки с головой. Он не просто бездумно снимает увиденное, у него есть главное преимущество — знание предмета съемки. Зачастую фотокоры проводят месяцы и даже годы, работая над одной темой. Они живут, общаются, выживают, полностью пропитываются атмосферой происходящего, все пропускают через себя, но остаются как будто в стороне. Поэтому и работы получаются особенные. Простые граждане такой возможности не имеют, на мой взгляд. И если они и становятся свидетелями событий, то это не делает их журналистами».

В прошлом году  WPP многие обвинили в культе насилия, чрезмерном, натуралистичном муссировании темы смерти, войны, неоправданном изобилии шокирующих снимков. Вспомнить только кадр-победитель фотографа Джоди Бибер, на котором изображена обезображенная 18-летняя афганская девушка, которой муж отрезал нос и уши. В этом году, конечно, тема войны и революций не пропала, но серии выглядят более человечными и осмысленными. А кадр-победитель этого года — словно символ того, что WPP вновь поворачивается лицом к людям.

Издание The New York Times уже назвало фотографию Самуэля Аранды, на которой женщина обнимает раненого родственника во время протестов в Йемене, кадром, который по настроению близок живописи эпохи Возрождения, а сайт NPR сопроводил ее изображением Пьеты «Оплакивание Христа» Микеланджело. В отличие от знакомых сцен беспорядков и насилия на Ближнем Востоке в прошлом году, снимок Аранды — это своего рода передышка, пишет NPR.

Мне хочется поговорить об итогах WPP-2012 побольше, потому что помимо единичных кадров-победителей, там есть удивительные истории, на которые стоит обратить отдельное внимание. К тому же, среди победителей этого года есть и три наших автора — Юрий Козырев, Александр Гронский и Александр Таран.

Давайте пока посмотрим всю галерею!

Анна Мерзлякова

Рекомендуем почитать