Главная
>
Статьи
>
Дураки и дороги

Дураки и дороги

22.02.2012
22

Если бы у Наполеона была газета
«Правда», он никогда не узнал бы о
своём поражении под Москвой.

 

© известный советский анекдот

 

 

Дураки и дороги, как широко известно, составляют две главные беды России. Причём, в её экзистенциальном формате. Эти умные слова всего-навсего означают, что две указанные сущности составляли (и составляют) главнейшие проблемы России. Причём, они никак не зависят от общественного строя: пришёл и ушёл феодализм, а они остались; пришёл и ушел ранний капитализм, а они остались; пришёл и ушёл зрелый и перезрелый капитализм (о котором нам товарищ Ульянов рьяно написал), а проблемы эти остались; пришёл и ушёл военный коммунизм вкупе с социализмом, включая его версию с человеческим лицом — всё осталось неизменным. Сейчас мы переживаем реинкарнацию капитализма, а проблемы эти живы-здоровы и никуда не исчезли. И не собираются. И, надо думать, никуда и никогда не исчезнут. И наша задача — не победить их, но научиться с ними вместе жить.

Ужас же ситуации состоит в том, что к этим двум проблемам медленно, но неуклонно подползает третья. И имя ей — социология. Да, да, та самая социология, которая есть вполне себе приличная и достойная наука. Даже и у нас в отчизне, в отдельных местах она выглядит весьма достойно. А вот, поди ж ты, подкралась оттуда, откуда её и не ждали!...

В принципе, это явление вполне понятно: вот, к примеру, у всякого высокого искусства всегда есть спутник — лубок. То же самое и у хорошей науки: всегда есть спутники в виде шарлатанов или чародеев. Характерный пример — в эпоху зрелой перестройки на свет появилось какое-то трудно осязаемое количество «практикующих психологов», которые чего только не обещали измученному народу: от снятия порчи до мгновенного обогащения.

Психологии повезло больше: поскольку эта «рыночная психология» опиралась на конечного потребителя, постольку очень быстро спрос пропал. Кому нужна ботва, когда всем дают настоящие овощи и фрукты? А с социологией всё сложнее. И печальней. У неё нету конечного массового потребителя; её потребители — это начальники или СМИ. Что, в принципе, почти одно и то же.

Вообще, социология в России — наука жутко невезучая. Большевики её не просто уничтожили (история Питирима Сорокина тому порукой), но долго калечили. Заинтересованные люди легко смогут найти совершенно детективные истории существования социологии в СССР; достаточно отметить, что и институт социологии в системе Академии наук, и она сама как специальность, то умирали, то возрождались несколько раз.

И тут вдруг приваливает счастье несказанное. В форме краха СССР и того идеологического давления на общественные науки, которое в нём было. И теперь нам всё можно, расцветай-цвети сто школ и вообще лепота. В деле произрастания общественных наук.

И понеслось... Количество разного рода маркетинговых и социологических контор просто не поддаётся учёту. Ведущие российские социологические конторы — ВЦИОМ, ФОМ, КОМКОН — работают на славу, выдавая один результат за другим. Правда, слишком часто, подозрительно часто эти результаты никак верифицировать невозможно; но бог с ними! Люди дорвались до самого ценного в нашей жизни — внимания начальства. Я, кстати, тоже был бы рад дорваться, в этом я их не обвиняю. Но вот с верификацией всё равно остались проблемы: то метод откровенно никчёмный будет использован, то ещё какая уловка.

В общем, наша социология — практически вся, как «начальствующая», так и «мелкопоместная» — превратилась в деятельность вида «чего изволите?». Это и неплохо — в странах с развитой демократией она тоже часто так действует. Разница только в одном. И она принципиальная. Там заказчиком «чегоизволивания» выступают СМИ. Крупные СМИ. А у нас — совсем не СМИ. И эта маленькая разница полностью обеспечивает принципиально разный уровень надёжности всех результатов: там реальные данные о состоянии общества и о поведении его членов являются стратегическим ресурсом для СМИ. Ибо продают они себя рекламодателям. А у нас — нет такого конечного потребителя социологической информации, да ещё и в количестве, потребном для конкуренции.

Вот так, тихо и незаметно, подкралась к нам новая беда. Инновационная такая, необычная и высокотехнологичная.

Мораль: плохо всё это. Нас снабжают данными социологических опросов; это делают все, Интернет, газетёнки местные, телеканалы разной степени развлекательности, солидные телевизионные каналы, солидные газеты и очень солидные журналы. А на самом деле, это никакое не знание о нашем обществе, а прямая, откровенная и настойчивая манипуляция. Особенно — различные интернет-голосования. Остерегайтесь подделок, как пишут в рекламе...

Ладно, в видах борьбы с подделками сегодня и задачи будут про подделки.

  1. Среди 18 монет есть одна фальшивая, более лёгкая. Как одним взвешиванием на чашечных весах без гирь отобрать среди этих монет хотя бы 6 настоящих?
  2. А 12 настоящих — слабо?
  3. А 18 настоящих — ещё слабее? :)
  4. А если неизвестно, легче фальшивая монета или тяжелее, то сколько настоящих монет можно отобрать наверняка?

Михаил Садовский

Рекомендуем почитать