Помните, как в одном из своих монологов Гришковец иронично заметил, что кукольные мультфильмы — это сущее наказание для ребенка? Подозреваю, что поклонники 38 попугаев и Чебурашки после такого напряглись не на шутку. Что спорить, смотреть как играют в куклы, любят далеко не все, а марионеточная магия — вещь затейливая, для наибольшей эффективности она требует личного присутствия. В этом отношении поход на кукольную «Каштанку» — трогательную, изящную и совершенно не мультипликационную — очень хорошая возможность проникнуться духом этого необычного искусства.
Спектакль «Каштанка» нового-старого режиссера красноярского театра кукол Владимира Гусарова, премьера которого состоялась 18 февраля, по сути можно охарактеризовать мыслями главной его героини — все случившееся с ней напоминает длинный, перепутанный сон. Проникновенное и немножко тягучее действо разворачивается то в глубоких декорациях нарисованного города цвета бабушкиного комода, то прямо перед нами, в свете софитов, а иногда и среди нас. Опущенный ровно на половину занавес время от времени уезжает вверх, искажая перспективу, а на сцене присутствуют не только милые куклы, но и не менее милые персонажи, которых играют обычные люди. Каштанки здесь вообще две — это и лохматая рыжая, забавно перебирающая ножками собачка, и её человеческий двойник, который озвучивает сцены из жизни маленькой дворняги. Клоун мсье Жорж — тоже человек, но в окружении гуся, кота и квадратной свиньи Хавроньи Ивановны, больше похожей на тумбочку, но все равно вызывающей у детей восторг своими размерами, приобретает какие-то кукольные черты, что, впрочем, только идет ему на пользу. Милая путаница, право слово.
А ведь есть еще и сновидения внутри сновидения — удивительное дело! Пожалуй, сны Каштанки — это самый яркий и захватывающий элемент спектакля. В темном пространстве сцены порхают, складываются в линии и точки, исчезают и вновь загораются фосфоресцирующие страхи и мечты маленькой собачки. В мире её снов люди сами превращаются в собак, а миска с похлебкой становится самой смелой из возможных фантазий. Работой художника-постановщика Александра Алексеева можно только восхищаться, и жалко, что музыкальное оформление этих красот очевидным образом однообразно.
Скажете, чудеса? Это еще что! Появился у меня в голове один причудливый набор ассоциаций: что «Каштанка» — это спектакль-аллегория, и вовсе не про собаку там говорится, а про самую обыкновенную женщину. Раздувать эту нечеховскую метафору можно очень долго и вполне успешно. Посудите сами — симпатичная и неглупая дамочка находит себе обеспеченного ухажера, который способен предоставить то, чего ей до этого не хватало — сытую, пусть и скучную, жизнь. Какое-то время она наслаждается происходящим, потом легко и без угрызений совести бросает своего поклонника. Такая вполне себе банальная иллюстрация женской неверности и неблагодарности. Даром, что главная героиня — рыжая.
Смешно? А ведь, в сущности, в чем все дело-то. Трагически ссутуленная в знак вопроса фигура клоуна в исполнении Алексея Беляева, который хохочет в зрительный зал, хотя готов разрыдаться от досады и обиды, ставит знак вопроса в графе «мораль», которая в любом детском спектакле является чуть ли не важнейшей. Ни в одной из предыдущих фантазий на тему этого чеховского сюжета я не видел, чтобы хозяева Каштанки были показаны такими неприятными людьми. Алкоголик-столяр и его страшный сын настолько гротескны, что место им только в собачьем кошмаре, да и наяву шутят они со своей питомицей так, что на горизонте маячит соответствующая уголовная статья. В спектакле они всегда на заднем плане, в лучшем случае мы увидим ноги в огромных страшных валенках, да услышим неприятный голос. А клоун — вот он, яркий и благодушный, в окружении веселых животных, и с таким священным трепетом смотрит на него актриса-Каштанка...
Возвращение собачки к старым хозяевам, пусть бедным, но родным — поступок естественный и вполне вписывающийся в христианскую систему ценностей. Однако в спектакле он напоминает иррациональный женский каприз — Каштанка бросает своего благодетеля в самый неподходящий момент и убегает к тем, кто её оскорбляет и унижает. Чему нужно хранить верность — запаху стружки, или человеку, который тебя приютил, полюбил и доверился тебе сам? Спросите об этом своего ребенка после спектакля, а потом расскажете мне, ладно? Кстати, 5 лет для «Каштанки» — это, как кажется, все-таки рановато, потому что спектакль и не так прост для восприятия, и немного затянут, несмотря на антракт. С другой стороны, вряд ли он утомит детей, слишком уж разнообразен предлагаемый визуальный ряд, а забавные интерактивные вставки отлично бодрят аудиторию.
P.S.: Кстати, давно ли кто-то из вас был в Театре кукол? Я вот побывал в отремонтированном помещении впервые с прошлого лета и очень рекомендую вам последовать моему примеру. Там уютно и по-настоящему сказочно, вот только рисунки на стенах кое-где страшноваты — ну, сложно поверить, что заяц будет пить чай за одним столом с крокодилом и медведем, и у тех не будет на него неких плотоядных планов. Это я так, впечатлениями поделился.
Автор текста и фото: Евгений Мельников