На днях состоялось вручение очередной ежегодной премии американской Киноакадемии «Оскар» - как всегда, вызвавшее широкое обсуждение среди неравнодушной к кино публике. Своё мнение касательно списка лауреатов будет всегда и у всех, так что обсуждать подобные вещи можно практически бесконечно.
Но обсуждение ведь можно вести в разных руслах – и мне что-то захотелось прервать бесконечное ворчание и поговорить о хорошем. Например, о тех случаях, когда выбор лучшего фильма года не приносил ничего, кроме чистой радости. В некоторых случаях радость эта, конечно, испытывалась не совсем в момент собственно вручения премии – потому что больше половины фильмов в списке ниже были сняты задолго до моего появления на свет.
Повелитель бури – 2009
Об этой прекрасной картине Кэтрин Бигелоу о буднях саперов в Ираке я, кажется, и так говорю слишком уж часто. Поэтому давайте двигаться дальше.
Непрощенный – 1992
Что Клинт Иствуд со временем вызрел в хорошего и серьёзного режиссера, было более-менее очевидно и до этого ревизионистского вестерна – а на нём стало ясно, что он вполне может стать и великим. В принципе, большая часть тех фильмов, которые он сделал после заслуженного «Оскара» за «Непрощенного» - это был, кстати, первый раз, когда его номинировали именно за режиссуру, и пока последний, когда он за неё выигрывал – вполне поддерживает это открывшееся нам всем понимание.
Французский связной – 1971
Этот бескомпромиссный и брутальный полицейский триллер Уильяма Фридкина открыл новую эру полицейского фильма (разумеется, не совсем самостоятельно – «Буллит» Питера Йейтса с неподражаемым Стивом МакКуином здесь тоже немало постарался), разрушил его стандарты и заложил новые. А заодно наглядно показал, что и внутри вроде бы довольно простой и понятной жанровой формы детектива про расследование есть место мощнейшей человеческой драме.
Квартира – 1960
Эта картина Билли Уайлдера – самая циничная из романтических комедий и самая духоподъемная из всех злых корпоративных сатир – попросту одна из лучших в мире. Работая в рамках формально легкомысленного сюжета о мелкой корпоративной сошке (Джек Леммон), который продвигается по карьерной лестнице, сдавая свою холостяцкую квартирку представителям начальства для тайных встреч с девушками из числа обслуживающего корпорацию персонала (секретарши, телефонистки, лифтёрши и пр.), Уайлдер вытаскивает на свет немыслимую массу тяжелых и опасных тем. Тут тебе и супружеская неверность, и трагическая девичья любовь к женатым, и внутрикорпоративное свинство, и многое, многое другое. А главное – это ещё и невероятно трогательная и честная история возникновения большой любви. Вот что значит мастерство.
Это случилось однажды ночью – 1934
Кларк Гейбл с усиками, Клодетт Кольбер с одеялом – классическая голливудская эксцентрическая комедия 30-х в её лучшем, практически дистиллированном виде. Кстати, это был первый фильм в истории «Оскара», собравший все пять главных наград – фильм, режиссура, сценарий, мужская и женская роль. Прошёл 41 год, прежде чем этот номер удалось повторить – это сделала картина Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки».
Сергей Мезенов