Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Оперное послепарадное

Оперное послепарадное

04.05.2012
12

Вместе с апрелем завершился уже третий по счету в нашем городе «Парад звезд в Оперном» — международный фестиваль оперных певцов и дирижеров из ведущих театров России и Европы. Перед тем как разъехаться по майским дачам на аномальные «путинские» выходные, вы наверняка посетили заключительные гала-концерты и можете рассказать о них больше и красочнее, чем я. Шлите письма, а взамен я вам поведаю о впечатлениях некоторых участников «Блистательной роскоши голосов», озвученных на финальной пресс-конференции.

Впечатления, что приятно, выражались исключительно в форме комплиментов. Например, одна из главных звезд Парада, солистка Большого театра и народная артистка СССР Марквала Касрашвили ничтоже сумняшеся заявила, что этот фестиваль — один из лучших и самых серьезных оперных форумов России. Не будучи большим знатоком в этой области, отмечу лишь, что, например, единственный отечественный фестиваль, который может конкурировать с сибирским по длительности — это ленинградские «Звезды белых ночей»; в прошлом году он длился три месяца. Наш, напомню, стартовал с «Царской ложи» в конце февраля: получается два. Что же касается состава участников, то «Парад» посетили 6 дирижеров и 15 солистов; кажется, что для провинции такое количество не устрашившихся дальней дороги визитеров — это более чем внушительная делегация.

Питерско-уральско-итальянский дирижер Фабио Мастранджело со мной бы не согласился — но только в той части, что город с миллионным населением провинцией считаться не может. В Красноярске он дирижировал «Травиату», «Паяцев» и — первый раз в жизни не фрагментами, а целиком — «Алеко» Рахманинова, оттого визит в наши края добавил еще одну важную строчку в его творческое портфолио. Итальянец хвалил всех, с кем ему удалось поработать — и местных, и приезжих (а в особенности тенора «Новой оперы» и Большого театра Михаила Губского, исполнившего партию восемнадцатилетнего цыгана с удивительно юношеским пылом). Но что нам приезжие — куда важнее, что комплиментов удостоились, например, Михаил Вешняк и Анастасия Лепешинская; по мнению дирижера, они ни в чем не уступают европейским оперным звездам. Очаровательная звезда «Ла Скала» Даниэла Скиллачи, здесь исполнявшая партии в произведениях Верди и Леонкавалло, пошла и того дальше, сообщив, что, по её мнению, русские оркестры играют значительно лучше, чем итальянские.

Завершая разговор о приезжих знаменитостях, худрук оперной труппы театра Вера Баранова сообщила, что особенной популярностью у красноярской публики пользовалась Светлана Касьян из Молодежной программы Большого театра (та самая, чье сопрано в «Tоске» меня совершенно не тронуло). Солистка Мариинки Ирина Богачева, говорят, проводила мастер-классы чуть ли не на сцене, так что аншлаги, похоже, на фестивале были не только в зале, но и за кулисами.

Михаил Губский, кстати, предложил проводить фестиваль раз в полгода, а своих артистов активно отправлять по городам и весям на другие оперные форумы. Обмен опытом — это, безусловно, прекрасно, хотелось бы (уже лично мне), чтобы наша опера была конкурентоспособна не только в рамках домашних мероприятий, и не только в отношении отдельных солистов, но и постановок в целом. В этом смысле было бы здорово, появись на фестивале еще и гостевые «звездные» спектакли — но это, надо полагать, дело дорогое и хлопотное.

Кстати, отдельные похвалы были адресованы организации, поддержавшей артистов и фестиваль в голодный постпосткризисный год (ни за что не догадаетесь, какой именно), — Фонду Михаила Прохорова. Здесь можно обойтись и без комментариев.

Рекомендуем почитать