Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Подозрительные лица

Подозрительные лица

15.05.2012
2

Как-то так получается, что в последнее время просмотренные дома фильмы красиво укладываются в разные тематические подборки. Недавно вот писал про разные хорроры с девушками – сейчас же сформировалась история про хороших мужчин, запутавшихся в криминальных сюжетах.

 Под подозрением

Английский нуар с участием Лайама Нисона, снятый в самом начале 90-х. Нисон играет бывшего копа с обязательной трагедией в прошлом (там из-за его пристрастия к любви разных дам гибнет его коллега), который теперь работает частным детективом с интересным бизнесом – обеспечивает желающим выйти из брачных уз мужчинам (дело происходит в Англии конца 50-х, в которой были довольно драконовские законы касательно возможности развода) фальшивую неверность, как бы «застукивая» их с поличными с чужой женщиной. Подставной женщиной работет его жена. Бизнес идёт так себе, денег нет, уважения тоже, а тут ещё на очередном задании, аккурат в новогоднюю ночь 1960 года, застукать получается только два хладных трупа – клиента и собственной жены. Дальше, понятно, вступает в действие название фильма.

Кино в целом довольно неплохое, но предельно традиционное – причем традиционизм тут такого толка, что в конечном итоге играет против фильма. Закручивая детективную интригу и вводя в действие непременную роковую женщину (её играет славная актриса Лора Сан Джакомо – которая с первой половины 90-х куда-то пропала, а зря; интересная была гражданка), авторы попросту не оставляют истории достаточно пространства для маневра, чтобы финальное раскрытие личности убийцы было хоть сколько-нибудь неожиданным. Но смотрится в целом при этом довольно нормально. То есть, это такой кинодетектив на один вечер – когда все остальные уже пересмотрены, а чего-то такого же всё ещё хочется.

Один неверный ход

Ещё один привет из далекого 1991-го года, американский южный нуар с Биллом Пэкстоном, одним из авторов сценария которого числится малоизвестный ещё на момент выхода фильма гражданин по имени Билли Боб Торнтон. Он же играет одного из двоих бандитов, которые за ночь совершают в Лос-Анджелесе несколько жестоких убийств и потом вместе с девушкой по имени Фантазия бросаются в бега. У копов есть основания полагать, что троица направляется в крохотный городок в провинциальном Арканзасе – Пэкстон как раз играет тамошнего шерифа, улыбчивого и болтливого рубаха-парня, который счастливо таскается за копами из большого города. Потом, понятно, выясняется, кто тут на самом деле главный.

Фильм состоит из двух параллельных сюжетов – в одном бандиты мотыляются по стране, в другом их терпеливо ждут в арканзасском захолустье. Первый явно лишний – мало того, что он постоянно создаёт путаницу, перегружая экран бесконечными титрами с подписью мест, которые эти товарищи проезжают (причем титр может появляться реально у кадра, где просто машина по улице проезжает, и больше не происходит вообще ничего), так ещё и бандиты эти выписаны довольно лениво (одного из них на раздражающе одинаковой ноте играет сам Торнтон). Ну, и вообще, после «Побега» Пекинпы тему о путешествии гадов с заложниками можно было в принципе закрывать. Второй же сюжет, где солирует Пэкстон – просто загляденье; такая обманчиво-расслабленная история про то, как деревенский простофиля оказывается глубоким и даже трагическим героем. Вот правда, выкинули бы они этих бандитов и оставили только Пэкстона, который бы весь фильм в звенящей захолустной тиши ожидал прибытие городского зла, по дороге понимая, что он куда плотнее связан с грядущим, нежели он полагал, был бы практически великий криминальный фильм. А так – ну, половина великого криминального фильма. Тоже нормально.

Тайна в их глазах

Прекрасное аргентинское кино, отхватившее три года назад «Оскара» за лучший иностранный фильм. Это такое двухчасовое полотно про историю одного дела об изнасиловании и убийстве, которая растягивается чуть ли не на тридцать лет – и дана она глазами самого, казалось бы, незаинтересованного участника, следователя прокуратуры Беньямена Эспозито (замечательный аргентинский мужчина Рикардо Дарин), которому нужно только подготовить материалы дела к суду – а он вместо этого начинает встречаться с мужем жертвы, проводить собственное расследование и вообще проявлять совершенно неуставной интерес.

«Тайна» работает примерно так же, как хороший толстый роман – это обстоятельное, богатое, глубокое кино, рассказывающее обо всем сразу: и о расследовании, и о личной жизни своих героев (там у Беньямена параллельно с расследованием идёт такая грандиозно выписанная история невысказанной любви к, а, как постепенно выясняется, и с собственной начальницей), и о стране, в которой всё это происходит и которая тоже меняется. Сделано при этом с такой благородной виртуозностью, которая в какой-то момент становится обманчивой – когда ты уже пристроился к неспешным ритмам картины, «Тайна» вдруг хватает за горло и начинает больно и резко бить прямо под дых. И финал очень здорово устроен – когда тебе уже кажется, что осталось только время на степенную коду, фильм вдруг таким образом раскручивает свой многолетний сюжетный узел, что натурально в глазах темнеет. В общем, всё верно – именно за такое кино в идеале и положено давать «Оскаров». Награда нашла героя.

 Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать