Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Россиян обезопасят от спама

Россиян обезопасят от спама

06.06.2012
7

Федеральный Арбитражный суд готовит документ, который, по словам экспертов, раз и навсегда поставит крест на незаконной, нечестной и назойливой рекламе. В частности, уточнения касаются массовых SMS-рассылок и рекламы по электронной почте. Если человек не дал заранее своего согласия на такие оповещения, рекламные компании и фирмы, предлагающие услуги с помощью этих средств, можно смело привлекать к ответственности.

SMS-спам

В проекте четко прописано: для распространения рекламы по сетям электросвязи, в том числе мобильной связи, требуется заручиться согласием абонента или адресата. В противном случае распространитель или рекламирующаяся компания налетят на штраф.


Хотя на самом деле все будет зависеть от самих граждан: «добро» на получение информации компании и рекламщики должны спрашивать ясно и четко. Если SMS-ки достанут, а согласие вы ненароком дали, подписав какие-то бумаги, скорее всего суд встанет на сторону заявителя и не только обяжет «почтальонов» прекратить заваливать клиента спамом, но и порядочно оштрафует. Правда, пока суммы наказаний не конкретизированы.Но есть здесь пара нюансов. Много ли желающих найдется для обращения в уполномоченный антимонопольный орган? Впрочем, составители документа надеются, что всеобщее ворчание россиян по поводу незаконной рекламы, наконец, превратится во всеобщие открытые жалобы и заявления. Еще один момент — внимательность самих граждан. Зачастую условия рассылки рекламной информации обозначаются в договоре — например, при покупке номера сотового оператора. Маленькую галочку мало кто замечает и спокойно подписывает документ. В данном случае жаловаться будет бесполезно. Единственный способ — дозвониться до необходимого сотрудника компании и отказаться от рассылки рекламных предложений.

Кстати, есть, касаемо мобильных операторов, и еще один момент: согласие человека на получение информации справочного характера, например, о прогнозе погоды или курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение из того же источника рекламы.

Красноярский маркетолог Дмитрий Полуянов считает, впрочем, что не стоит ожидать волны обращений от недовольных рекламной рассылкой. По его мнению, люди ленивы, и им проще закрыть глаза на нарушение собственных прав, чем отстаивать их в суде.

— Я по себе могу сказать: как бы я ни был заинтересован в прекращении спама, который сыплется на меня, я все это удаляю, — заявил он. — Судя по поведению моих коллег, друзей, они ведут себя точно так же. Да, ругаются, да, заносят адреса и номера в «черные» списки, но никуда не обращаются. Если найдутся люди, заинтересованные в этом, то, конечно, это можно будет довести до ума. Я даже знаю несколько прецедентов, когда заявители выигрывали подобные дела у крупных компаний. Но дела были выиграны, а спам продолжает сыпаться.

E-mail-спам

Те же правила будут действовать и для электронных рекламных писем. Но здесь наказывать в основном придется не отправителей, которых трудно отыскать, а компании, которые воспользовались услугой директ-мейла.

Возбуждать дело за нарушение закона о рекламе должен антимонопольный орган. Он может это сделать по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов власти, а также заявлениям граждан. Это очень важный момент, говорится в пояснениях к документу: обычный человек не может напрямую прийти с иском в арбитражный суд. Однако гражданин вправе пожаловаться на рекламу в прокуратуру, антимонопольную службу и даже местным властям.

Помимо таких нововведений есть и иные. Не допускается недобросовестная или недостоверная реклама. В этом случае антимонопольщики через суд могут потребовать публичного опровержения данных, изложенных в таком сообщении. Также сейчас решается вопрос и о компенсации гражданину в случае, если он «повелся» на рекламу и воспользовался товаром или услугой. Например, рекламируя автомобиль, производитель говорит, что он самый безопасный и владельцу ничего не страшно. Представим, что водитель пострадал в аварии — если вопрос о компенсациях решится положительно, то покупатель безопасного авто вполне сможет подать в суд на продавца.

Красноярские рекламщики, разумеется, не в восторге от грядущих перемен. Все-таки это минус в списке услуг их прайса. Так, директор рекламного агентства «Надежный партнер» Ольга Реуцкая считает, что сейчас довольно много технических способов обезопасить свой компьютер от спама.

— Спам мне тоже иногда надоедает, но он также бывает и полезен, — рассуждает она. — Мне, как директору рекламного агентства, важно быть, что называется, в теме. Знать, какие на рынках есть предложения, кто какие придумывает акции, рекламные ходы. Плюс, мне вот лично часто приходят письма с приглашением на различные семинары, хотя я нигде не регистрировалась и не просила звать день — через день. И мне иногда, увидев тему письма, довольно интересно прочитать — чему нынче учат. Что же до непрошеных писем в принципе, то достаточно установить фильтры и можно навсегда забыть о назойливом спаме.

По словам Реуцкой, в Красноярске тот же директ-мейл является популярной услугой среди рекламодателей. Она довольно дешева и за свою стоимость дает неплохой результат. Введение же новых правил может ее попросту убить.

Рекомендуем почитать