За последнее время посмотрел несколько документальных фильмов про музыку разной степени тяжести. Подумал, что надо бы рассказать вам про это.
Пока свет не заберёт нас
Два молодых американца прожили два года в Норвегии, снимая документальный фильм про становление и идеологию норвежского блэк-металла. Тема, как сказали бы в Америке, a no-brainer — в одной из самых благополучных стран Европы пацаны вдруг не просто изобретают один из самых экстремальных музыкальных жанров, но и доводят его идеологию до активных действий. В первой половине
Ввязываясь в изучение такой богатой, странной и дико интересной темы, «Свет» на выходе даёт на удивление малоосмысленные результаты. К самой теме блэк-металла как музыки фильм подходит с удивительным равнодушием — если вы в этой теме неофит вроде меня, которому хотелось бы вынести из фильма некоторое более глубокое понимание значимости этой музыки и её места в общем музыкальном контексте, вам не сюда. Авторы «Света» вообще как будто бы уходят от любой авторской позиции — предоставляя табуреточку тому же Варгу, они слушают его с подчеркнутым вниманием и не задают ни одного неудобного вопроса (хотя напрашивается масса). Получается немного странно — да, есть масса интересных деталей (например, когда Варг объясняет, как и почему он настраивал инструменты для первых записей Burzum), но совершенно нет внятных ответов на большие вопросы об этой музыке, этих людях и что с ними со всеми вообще произошло. Вместо этого говорящие головы своими словами пересказывают известные факты — ну, ок. Но, кстати, если найти двухдисковое издание фильма, то там интереснее — на бонусном диске интервью со всеми участниками (а помимо Варга и Фенриза ребята говорили с гражданами из Immortal, Ulver, Satyricon и т.д.) представлены полностью, а также имеется совершенно очаровательное видео под названием «Университеты блэк-металла», в котором Фенриз сорок минут у доски рассказывает о музыкальных корнях стиля.
Кровь, пот и винил: «Сделай сам» XXI века
Документалист Кеннет Томас, до этого сделавший несколько фильмов про ключевые фигуры панк-движения
Да и сами музыканты — Тёрнер, Стив фон Тилль из Neurosis, Эфрим Менюк с женой Джессикой Мосс из Silver Mt Zion — хорошие, талантливые люди, но, скажем так, не совсем ораторы; и отсутствие какого-то одного, но хорошо подкованного и умеющего красиво выразиться выступающего — сильно принижает всю затею. Ну, да, опять-таки масса прекрасных деталей — например, в виниловое издание одного альбома Godspeed You Black Emperor вкладывается расплющенная поездом монетка, и вот нам показывают человека, в чью работу входит ходить и эти монетки плющить, и даже железнодорожную ветку, где он это делает. Но всё равно фильм получается немного жанре «Жил один человек, любил очень арбузы» — нет никакого анализа, нет попытки осмыслить какой-то контекст, в который эта музыка и эти действия вписываются, просто рассказ о том, что вот есть такие ребята, и они делают такие вот вещи. Зато музыка, имеющаяся в фильме — совсем другая история; живые выступления Isis, Neurosis, Grails, Do Make Say Think, Made Out of Babies, Oxbow, Evangelista, Silver Mt Zion и прочих прекрасных сумасшедших просто великолепны. В этом плане тут случается такая же история, как и со «Светом» — лучше брать двухдисковое издание, где на втором все эти выступления представлены целиком, без чьей-либо болтологии. И, кстати, на сайте фильма есть замечательная секция «На полу монтажки» — там выкладывают те записи, что не вошли даже во второй диск, там тоже много вкусного.
Pearl Jam: Нам двадцать
Документальный фильм про группу Pearl Jam, сделанный Кэмероном Кроу к двадцатилетию выхода первого альбома Pearl Jam. Абсолютно замечательный — настоящее большое возвращение для Кроу-режиссера, которого все ждали от фильма «Мы купили зоопарк» (в котором он дико, страшно переборщил с сентиментальностью). Честный, нежный, эмоциональный, отлично выстроенный рассказ про группу, которая хотела делать всё немножечко по своему, но волею судеб всё время вынуждена была функционировать в режиме преодоления чего-нибудь. По Кроу, история Pearl Jam получается историей потерь и поражений, которые вполне могли бы потопить любую группу. Смерть вокалиста Энди Вуда, певца Mother Love Bone, ранней инкарнации Pearl Jam, которой все предрекали большое будущее. Затяжная выматывающая битва с концертным агентством Ticketmaster в середине
Понятно, что Кроу, как бывший журналист, знает, как нужно подавать информацию — начинается всё с подробного экскурса в историю музыкальной сцены Сиэттла второй половины