Семен Пальчин, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае, каждый год делает одно и то же. Сначала отстаивает интересы малых народностей регионального Севера, а потом докладывает депутатам Законодательного собрания о том, как изменилась ситуация. Если посмотреть на выступления Пальчина за последние несколько лет, можно сделать вывод — ситуация с соблюдением прав в лучшую сторону меняется очень медленно. И дело тут даже не уполномоченном.
Выиграть время
В то непродолжительное время, пока Пальчин шел к трибуне, председатель краевого парламента Александр Усс с надеждой произнес, мол, доклад не должен занять много времени, а потому на обед мы успеем в срок. К слову, Пальчин за это вдоволь поиздевался над голодным спикером.
— С учетом того, что война войной, а обед по расписанию, я постараюсь быть предельно краток, — «потравил» Усса уполномоченный.
Далее он рассказал о сокращении численности представителей коренных малочисленных народов, о несистемности нарушения прав, о недоработках «властных структур и тех или иных должностных лиц». Впрочем, по словам Пальчина, не только чиновники виноваты в плохой жизни коренных северян.
— К сожалению, накладываются особенности кочевого образа жизни, удаленность от государственных и муниципальных органов власти, нищета и правовая неграмотность — вот основные факторы, препятствующие реализации некоторых социальных прав, — отметил выступающий. — Я не буду подробно об этом говорить, тем более доклад на руках у вас есть. А с учетом того, что времени нет...
Уполномоченного перебил вице-спикер Валерий Семенов, который попросил того не обращать внимания на время: «Мы готовы пожертвовать своим обедом».
— Спасибо! Спасибо! — искренне поблагодарил Пальчин и продолжил рассказ о буднях жизни коренных малочисленных народов. По его мнению, именно нарушение прав людей ведет к преступлениям, которые они совершают. В качестве примера он привел ситуацию в одном из поселков, в котором проживает всего 500 человек. За год там было выявлено восемь преступлений и 100 административных правонарушений, возбуждено семь уголовных дел, вынесено пять предупреждений условно осужденным, изъято семь единиц огнестрельного оружия.
Беды
Но главный враг северян, по словам Пальчина, — это алкоголь. Причем эту беду первой в списке отметили сами представители коренных народностей — более 50 % от всех опрошенных. И можно было бы победить это зло, но врачей-наркологов на Таймыре и в Эвенкии не хватает катастрофически. Выступающий привел пример, когда на 200 тыс кв. км. приходится один нарколог.
Не лучше обстоит ситуация и с жильем. Несмотря на малоэтажное строительство, которое недавно началось на Севере края (построено 15 домов), проблем более чем достаточно. Так, один из ненецких поселков стоит на промышленной территории, занимаемой компанией ОАО «Норильскгазпром».
— Жить там нельзя, все видели, кто там был. Предприятие относится к повышенному классу опасности. У меня комок к горлу подкатывает: там жилья приходится — один-два квадратных метра на одного человека!
Особое беспокойство северян — конкурсы на выдачу рыбопромысловых участков. Сейчас добывать улов можно только с разрешения, но для коренных народностей — это настолько непривычная вещь, что к ней до сих пор никто не может приспособиться. 70 организаций промысловиков не смогли за последнее время получить квоты из-за нормы федерального законодательства. А по нему промысловики должны иметь перерабатывающее производство, коих, разумеется, на Севере — кот наплакал.
— Эта ситуация аналогична той, когда вы выходите из кухни в зал, а вам на это необходимо выиграть конкурс. Потом решили вы пойти в другую комнату — опять конкурс, — привел доходчивый пример Пальчин. — Для наших рыбаков, оленеводов, охотников тундра — это тот же дом. Вы думаете, почему у народов кочевой образ жизни? Не потому что у них душа бродячая, а потому что они идут вслед за ресурсами.
Особо «огрел» уполномоченный северные профильные власти:
— Необходимо создать особо охраняемую территорию традиционного природопользования с необходимой структурой управления. Сейчас целых два этажа занимает дирекция по особо охраняемым территориям. Кого охраняет? Чего охраняет? Охраняет растения. А человека, к сожалению, не видит.
В завершение Пальчин поблагодарил всех, кто все-таки помогает ему в его деле. Отдельно он отметил прошлые заслуги Николая Глушкова, который в бытность замгубернатора активно помогал северянам. Также он ответил на несколько вопросов. Самым интересным стал ответ на вопрос депутата Добровольской. Она поинтересовалась: на что больше всего жалуются представители коренных народностей? Выяснилось, что на «жилье, которое в основном
«После доклада представители профильного комитета все-таки отреагировали на речь Пальчина и решили разработать и утвердить мероприятия по устранению нарушений прав малочисленных коренных народов», — это из текста Newslab.ru о докладе Пальчина в 2009 году. Собственно, резюмируя нынешнее выступление, его можно так же завершить и сейчас.