Главная
>
Статьи
>
Выпускная клалификационная работа

Выпускная клалификационная работа

21.06.2012
92

«Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на
что ж? Это их дело».


© Д.И.Фонвизин



Это не опечатка. Это корочка диплома, со всеми подписями и прочими атрибутами настоящего дипломного проекта. Именно так она была озаглавлена. Уж не буду оглашать красноярский университет, который такую замечательную работу выпускает в свет, в придачу со специалистом. Но вот выходит на рынок труда клалифицированный специалист. Хотя, надо признать, я первый раз вижу столь трогательный симбиоз российского высшего образования и фрейдистских оговорок...

Да, урожай созрел. В смысле — буйно заколосились ЕГЭ, ГИА и дипломы с диссертациями. Плохо представляю, как в российских реалиях называют выпускную квалификационную работу, которую делают бакалавры, но они тоже скоро-скоро дадут обильный урожай.

Бог с ним, с ЕГЭ! И ещё больший бог с ГИА. Эта искалеченная автоинспекция, если кто не знает, означает государственную итоговую аттестацию. Её проходят выпускники 9-х классов общеобразовательных школ. По-видимому, можно утверждать, что ЕГЭ, при всех его существующих минусах, всё же с заметной скоростью эволюционирует в какую-то более или менее разумностью наполненную сторону; сегодня новая боль — называется она «дипломная работа».

В этом году мне тоже доведётся выпускать дипломников в свет. Причём, какое-то патологически большое число: девять штук. Все по специальности «реклама». Подождите кидать камни и прочие глубокомысленные мысли: это последний выпуск, всё. Конец. На радость многим. Закрывается эта специальность в том институте СФУ, в котором я полуслужу. Впредь рекламных людей будут готовить в Гуманитарном институте всё того же СФУ. И удачи им всем в этом нелёгком деле!

А теперь, собственно, про «клалификационные» работы и ту печаль, которую они навевают. Говорят (правда, люди крайне опытные это говорят), что то ли в последней, то ли в предпоследней книге про известного выпускника всяческих учебных заведений тов.Поттера Г.Роулинговича какой-то из персонажей — опять же, по слухам, ведьма и вообще несимпатичная дама преклонных лет — произносит знаменитую фразу, нечто вроде, «всё это надо выучить и сдать, ибо только для сдавания оно и пригодно». За точность цитаты не ручаюсь, но смысл именно таков.

Вот, собственно, именно эта инновация в российском образовании и печалит более всего. Отчего-то в СФУ стал распространяться далеко не самый позитивный опыт, состоящий в том, что студенты пятого курса (если они специалисты) начинают заниматься своим дипломом — в лучшем случае! — в январе. А то и (частенько) в марте; спрашивается, чего хорошего можно сделать в качестве дипломной работы за три месяца? Это очень порочная и странная практика: учёба в современном мире требует существенных интеллектуальных, да и физических затрат.

Главное, что может приобрести молодой человек в ходе своего (высшего) образования — это способность самостоятельно «доучиваться» до нужного уровня. Ну, и ещё немного — это выдумывать правильные подходы к решению разных задач, которые перед ним ставит жизнь. Чего бы там ни говорили высокие начальники про инновации и креативность (тьфу, пропасть, слово какое поганое!), но пока на деле вся креативность сводится к тому, что студент смотрит на то, как действует руководитель, а руководитель пытается предоставить своему студенту попробовать свои силы в придумывании чего-нибудь специального, пригодного для продвижения по задаче.

Других способов нет. И не будет никогда. Более того, мир меняется всё быстрее и становится всё сложнее. Спору нет, всяческие интернеты помогают жизни, но они же и создают иллюзию легкости учебного бытия. Увы, это только иллюзия! Интернет может многое: он позволяет списывать, а может и дать пищу для размышлений. Может сильно и весело обмануть совершенно без душевных страданий по этому поводу, а может и расширить кругозор или взгляд на проблему (либо задачу). Но почему из всех мыслимых способов обучения студентов в вузе потихоньку наиболее популярным становится самый отвратительный? Вот инновационная загадка инновационной России...

С каждым годом количество бессмысленной работы, которую выполняет и дипломник, и его руководитель, возрастает неуклонно. Дипломная работа превращается не в итог обучения специальности, а в набор процедур по представлению какого-то текста (на 30 % потыренного из интернета) в комиссию. Без какого-либо отношения к тому, есть там содержание или нет. Всяческие календарные планы выполнения ВКР, которые впрямую противоречат собственным учебным планам вуза. Какие-то безумные технические задания, которые всё равно потом переписываются в соответствии с окончательным вариантом дипломной работы и к самой работе не имеют ровно никакого отношения.

Понятно, что все эти бумажки (технические задания, планы календарные) способны помочь конченным лоботрясам и людям, не желающим учиться, изготовить этот самый текст, который и будет потом успешно защищён в качестве клалификационной работы. И специалист соответствующей клалификации смело пойдёт по жизни. Но причём здесь я? Почему меня считают идиотом и заставляют заниматься деятельностью, разрушительной для нормального образования и полностью противоречащей всем мыслимым ценным установкам нашего высокого начальства? Тайна русской клалифицированной души...

Хорошо, пусть сегодня будет задача. Из разряда ортогональных этим всем новшествам в современном высшем образовании. Задача В.И.Арнольда. Который математик и которого, увы, уже нет с нами.

Итак: имеет место пустыня. Далее, есть (какое-то) животное. Каковое способно более или менее в этой пустыне выживать. Подчеркнём: выживать, но не жить постоянно. И вот этому животному надо пустыню перейти. Спрашивается, какое (по своим геометрическим размерам) животное — побольше или поменьше — сможет успешнее перейти через достаточно большую пустыню?

Михаил Садовский

Рекомендуем почитать