Главная
>
Статьи
>
«Женщины», Михаил Жванецкий

«Женщины», Михаил Жванецкий

03.07.2012
4

Женщины – это одна из наиболее жизнеутверждающих тем для обсуждения в любой мужской компании; будучи озвученной, она мгновенно перетягивает на себя всеобщее внимание и гасит конфликты. По этому вопросу у присутствующих обязательно имеется свое мнение, однако это мнение спокойно сосуществует с любым другим. Мэтр юмористического жанра Михаил Жванецкий, который счастливо избегнул судьбы своих коллег-сатириков, поминаемых в миру не иначе как с неприкрытым сарказмом, собрал под одной обложкой всех представительниц прекрасного пола, с какими только сводила его жизнь. Но мнение относительно них у него все равно одно, пусть и оригинальное: это надо ценить; этого, одновременно, надо остерегаться.

Читать книгу «Женщины» непросто, если только вы не решите уподобиться самому автору и, нацепив на нос пенсне, не начнете декламировать выдержки вслух хотя бы своему отражению в зеркале. Михаил Михайлович перенес на бумагу свою манеру речи – насыщенную паузами и неожиданными риторическими фигурами, безжалостно перекореженную знаками препинания, внешнее иррациональную, но беспощадно точную в донесении единственно задумываемой мысли. Проза Жванецкого лишена малейших намеков на множественность интерпретации, однако юмор в ней всегда прячется за буквами: или ты посмеешься именно над той шуткой, которую задумал автор, или недоуменно почешешь в затылке. Хотя, почему должно быть смешно? Разве всегда смешно?

Когда она с отвращением смотрит на наше лицо и фигуру, мы тешим себя мыслью, что это неумная женщина…
Остроумием, напряжением, быстрой сообразительностью ты заставишь её посмотреть в свою сторону…
Посмотреть и улыбнуться.
А он войдет и будет молчать.
И она уйдет с ним.
Знаешь, почему?
Он – это ты в молодости.

Все рассказы имеют разный калибр – одни годятся для охоты на мелкую дичь в виде сходных воспоминаний, другими вполне можно застрелиться, если, соотнося с личным опытом, воспринимать все близко к сердцу. Жванецкий – это вполне себе циничный наблюдатель людских судеб, который способен подсмеиваться над самыми трогательными вещами, и вместе с тем умиляться «кошечке, которая от дождя прячется в подъезде» - явление, обусловленное большим интеллектом, редко совместимым с большой сердечностью. На все явления жизни, будь то случайные встречи в метро или беседа с «отсидевшей» воспитательницей, ворующей у детсадовцев апельсины, у него есть свое мнение, которое будет высказано безапелляционно, элегантно и в высшей степени остроумно.

Некоторые тексты страшны, некоторые - откровенно неприличны и даже пошловаты – это такие анекдоты, которыми, пожалуй, не поделишься с любимой девушкой. В целом взгляд Жванецкого на женщин, при всей его интеллектуальной изложенности, во многом типичен – это позиция нагловатого, самоуверенного мужчины, который в состоянии обаять 100% не особенно разборчивых девушек и еще половину оставшихся за счет одного лишь остроумного напора. В этом секрет того, что книга получилась «вне возрастов»: со стремительностью автомата, подающего теннисные мячики, писатель выбрасывает сценки, посвященные женскому темпераменту – мать, неверная жена, верная (но в глубине своей – все равно неверная) жена, юная кокетка, знающая себе цену дама, которая отлично умеет по глазам мужчин догадываться, сколько денег осталось у них в кошельке, и так далее – и всех их мы с вами видели, всех превосходно знаем, но все-таки чуточку хуже, чем автор.

«Женщины» - книга не для чтения, а для прочтения – желательно вслух и желательно в обществе друзей, а может быть, даже других женщин с хорошим чувством юмора. Если читать её в одиночестве, то вероятно возникновение двух крайностей – или вам станет скучно, или же вы сочтете эту книгу руководством к действию, чего делать нельзя ни в коем случае. Не стоит умножать в наших рядах бездушных и безжалостных интеллектуалов – женщины не поймут.

Каково это – быть женщиной и чувствовать себя куском сахара.
Или маслом.
Или ложкой варенья.
Или мухой.
Или, наоборот, липкой бумагой.
Или, наоборот, ядом без этикетки.
Или вином с этикеткой и долгими спорами: вредно или полезно.
Хотя жизнь без этого невозможна.
Но жизнь невозможна без многого.
Можно жить и без жизни.
Вот продолжение жизни без них невозможно.

Назовем все это прекрасной половиной, на которую мы иногда заходим получить скандал, наслаждение, отдать деньги, передать ключи, привет, пустяк, сказать «люблю», убедиться в своей ненужности и выйти вон к чертям собачьим.

Рекомендуем почитать