Признать себя банкротом сможет любой житель страны, имеющий долги. Новые правила, в случае их принятия, позволят должникам в судебном порядке решать свои проблемы. Кредиторы также не будут брошены на произвол судьбы — они получат возможность вернуть свои деньги либо путем реструктуризации задолжности клиента, либо пустив с молотка имущество неплательщика.
Документ, разрешающий физическим лицам претендовать на отнюдь не гордое звание «банкрот», федеральный парламент собирался принять еще в 2003 году. Позже к нему вернулись уже после кризиса в 2009 году. Но тогда, говорят эксперты, никак не удавалось утрясти спорные моменты — особенно увязать правила с Семейным кодексом. Теперь же законопроект, подготовленный российским правительством, отвечает всем требованиям.
По мнению Натальи Осколковой, старшего преподавателя кафедры финансов и кредита Института экономики, управления и природопользования СФУ, столь долгое непринятие закона связано с тем, что тема банкротства вообще — довольно щекотливый вопрос для нашей страны.
— Возможно, наши законотворцы боятся социальных последствий, — предполагает она. — Может быть, долгий срок вызван желанием депутатов сделать закон наиболее оптимальным и эффективным, ведь он коснется огромного количества жителей страны.
Если новый проект закона будет принят, должник сможет объявить себя банкротом, обратившись с заявлением в арбитражный суд по месту жительства. Правда, оснований может быть всего несколько. Во-первых, в случае, если должник не может удовлетворить требования кредиторов в течение полугода с даты, когда «денежные обязательства должны были быть исполнены» — грубо говоря, человек допускал просрочку по платежам в течение полугода. Во-вторых, если минимальная сумма долга превышает 50 тыс руб. Еще одно основание — решение сотрудничать с конкурсным управляющим, то есть согласие должника на распродажу своего имущества. В таком случае гражданин обязан будет оплатить вознаграждение конкурсному управляющему, а также потратиться за опубликование сведений об открытии конкурсного производства. Также человек может подать заявление о признании себя банкротом заранее — в случае, если он предвидит будущие неплатежи.
При этом суд не будет обращать внимания — есть ли у человека работа и доход или нет. Единственное, «в этом случае имущество должника будет реализовано на торгах, а вырученные средства должны быть направлены на погашение задолженности», дала разъяснение «Газете.ру» начальник отдела Департамента корпоративного управления Минэкономразвития Елена Раицкая.
Что касается возврата средств, то здесь могут быть применены три процедуры: мировое соглашение, конкурсное управление (читай, распродажа имущества) и реструктуризация долга на пять лет. При последнем варианте должник обязан будет предоставить письменный план погашения долга. План обязаны утвердить сами кредиторы.
Интересные новшества касаются в законопроекте распродажи имущества. Так, единственный автомобиль конкурсный управляющий продать вправе, а вот единственное жилье — нет. Также гасить долг нельзя за счет продажи «предметов обычной домашней обстановки и обихода, вещей индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши».
И, пожалуй, самое любопытное ограничение для тех, кто все-таки официально признает себя банкротом — без согласия кредитора они не смогут сделать покупку на сумму более 10 тыс руб. Но опять же возникает вопрос — насколько удобным механизмом физическое банкротство станет для мошенников? И не завалят ли арбитражные суды заявлениями те, кто таким способом не спасается от «долговой ямы», а попросту нечестно зарабатывает деньги?
— В первую очередь новый закон будет выгоден не людям, а банкам, — размышляет Осколкова. — Он станет одним из вариантов страховки для таких организаций. Что касается людей... Здесь двоякая ситуация. С одной стороны люди получают ясный механизм действий в случае возможной неуплаты того же кредита. Но с другой — слово «банкротство» довольно тяжелое с точки зрения психологии. И если человек примет решение считаться банкротом, вряд ли он когда-нибудь еще в жизни сможет получить кредит.
А вот выгоды коллекторским агентствам ждать вряд ли стоит. Банкам будет уже невыгодно нанимать «выбивателей» денег, которые зачастую подставляют эти самые банки своими действиями. Хотя сами коллекторы пока не верят в закат своего бизнеса.
— Конечно, можно подумать, что раз банки сами будут договариваться на реструктуризацию, то и обращаться к коллекторам не будут, — говорит Максим Рогов, заместитель директора коллекторского агентства «Фестколлект». — Но подумайте сами — многие банки на самом деле не имеют возможности растягивать реструктуризацию на пять лет. Максимум, на что они согласны — ждать год-два, потому что там есть свои расчеты по возврату кредитных средств. И таких банков довольно много в нашей стране. Поэтому, думаю, наш бизнес пока хоронить рано.