Вспоминается, как ушла молодость, как старость пришла, не спросила. Например, что, когда коллектив «Иван Купала» начинал обмолачивать радиоэфиры, их домотканый этно-поп удачно совпал с зарождавшейся тогда модой на кофейни (обязательно с лаунжем и трип-хопом), поп-эзотерику, зеленый чай и прочий путь к себе. Минуло лет десять с тех времен, и вот третий альбом «Ивана Купалы» с монументальным названием «Родина». Здесь, кажется, и полыхнуть в сердцах заре светло и жарко, но не тут-то было.
Начинается «Родина» с того, с чего начинались и чем заканчивались ее предшественники, никаких инноваций: кисель с молоком, блины с творогом, русский фольклор с кафешной электроникой. Ржет вокодер в «Балабае», звенит синтезатор в «Лосе», трубит труба в «Молодце», стоят знамена в Путивле, идет лесом Deep Forest и т.д. В качестве дичи диковинной (на прежних альбомах случались ситар и калимба) дудки балканские и гамелан заморский. Есть и задел на хит (далекий, впрочем, по потенциалу от «Костромы»): песня «Старый», под удивительные болливудские струнные повествующая о кризисе охранительной идеологии. Так бы и прясть «купаловцам» свою незатейливую электронную пряжу на здоровье, кабы не одна беда.
Беда же (а то и напасть) «Родины» в том, что бесхребетный и невнятный лаунж, якобы призванный, по мнению участников «Ивана Купалы», освежить старушечьи преданья старины глубокой, сам является делом настолько давно минувших дней, что, в отличие от более-менее вечно живого фольклора, дурно пахнет. Особенно бъет в нос после лишенных аккомпанемента занимательно-поучительных интерлюдий, ради которых «Родину», наверное, даже стоит послушать. И так основательно этот дух собой все портит, что это уже даже не просто музыкальный анахронизм (все-таки на всякую старину можно найти своих любителей) или нещадная эксплуатация народного богатства, а настоящее попрание вековых устоев. «Казанская Богоматерь» молочной пеной по капучино. Пати фор нобади, в общем. Конец сказочке.
Саша Свистонов