Важный пункт моего отпускного английского трипа — поход на концерт в рамках знаменитого фестиваля «All Tomorrow’s Parties», на котором вместе выступали титаны тяжелой музыки Godflesh и Neurosis. Ну, что сказать — было очень круто.
На самом деле такое, гм, спаривание — довольно странная затея; я понимаю, что участники коллективов наверняка друзья, но коллективы при этом совершенно разные. Godflesh — сознательно минималистичный индастриал-метал с драм-машинкой, Neurosis — размашистый пост-метал размером с космический корабль. То есть, если выражаться поэтически, в первом случае тебя размеренно утаптывает сваезабивалкой, а во втором — с адским, но прекрасным грохотом засасывает в черную дыру. Оказалось, что пережить два таких опыта за один вечер вполне можно.
Godflesh начинали — и по их выступлению (а тут, видимо, надо отметить для непосвященных, что Godflesh были активной творческой единицей в основном в 90-х) было внезапно отчетливо видно, насколько их лидер и гитарист Джастин Броадрик был важной фигурой в расширении возможностей звучания тяжелой гитары. Хотя «расширение» — наверное, не совсем правильное слово применительно к его почерку; наоборот, он как будто стремился свести гитарный рифф к абсолютному минимуму, превратить его в сплошную звуковую текстуру. При этом использование драм-машинки давало неожиданно ритмичный эффект — так что когда эта волна максимально упрощенного гитарного грома и грохот программированных барабанов сталкиваются, получается такая дискотека на фабрике, внутри какого-то невообразимо гигантского механизма. В принципе, то, что они играли, можно было бы ставить иллюстрацией в словарь напротив понятия «индустриальный метал». В общем, было хорошо.
Neurosis после такого довольно долго настраивались (ещё бы — сменить настройки с двух человек с драм-машинкой на пятерых с сэмплером и клавишными), но когда, наконец, грянули — это было ОЙ. Я, помню, на каком-то музыкальном портале прочитал однажды, что два самых мощных концертных опыта, которые могут поджидать любителя всякой такой альтернативной музыки — это Godspeed You Black Emperor и вот как раз Neurosis. Мне теперь понятно, почему так можно было бы сказать — на их концерте правда происходит такое тотальное погружение в бесконечный звуковой космос; я, наверное, вообще никогда в жизни не сталкивался с музыкой такой громкости, хотя пять лет назад был в Москве на концерте Isis. За полтора с лишним часа Neurosis сыграли всего девять песен, зато практически каждая из них продирала прямо насквозь. Причем очень разными способами — в десятиминутной новой песне «My Heart for Deliverance» главным моментом стало клавишное соло, изображавшее волынки, в середине довольно размеренного по темпу куска, в «At the End of the Road» особенно удалось длиннющее вступление, в котором песня будто силится собрать сама себя из разрозненных звуков, «Left to Wander» брала финалом, в котором гитары Стива фон Тилля и Скотта Келли уходили в бесконечный психоделический отрыв, а «At the Well» брала чеканной поступью куплетов. В финале вообще была «Given to the Rising», завершившаяся несколькоминутной волной сплошного фидбека. В любом концерте, знаете, есть такой момент, когда полностью забываешь, где ты находишься и что происходит, и просто растворяешься в музыке — так вот, за концерт Neurosis со мной такое происходило минимум раза четыре. Так что съездил, в общем, не зря. На очереди, кстати, Mark Lanegan Band в том же зале. Расскажу и про него.