По статистике городской ГИБДД, зимой в Красноярске ежесуточно происходит около 250 дорожно-транспортных происшествий (летом около 100). Примерно 10 из них — серьезные аварии с пострадавшими, остальные — незначительные столкновения с минимальными повреждениями автомобилей. Сейчас такие ДТП водители могут оформлять без привлечения сотрудников ГИБДД, используя упрощенную схему — так называемый европротокол. Однако этим правом пользуются только 7% автовладельцев, попавших в ДТП.
Процедура проста
Newslab.ru уже писал о том, что красноярские водители неохотно прибегают к оформлению ДТП по европротоколу. Напомним, возможность оформлять незначительные аварии по упрощенной схеме появилась у российских водителей еще в марте 2009 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в закон об ОСАГО. Однако, несмотря на очевидные удобства «упрощенки», эта схема с трудом принимается отечественными автолюбителями, особенно в регионах. Так, по сведениям страховщиков, в 2009 году европротоколом воспользовался 1% красноярских автовладельцев, в этом году — 7%. Для почти четырех лет действия поправок прогресс явно незначительный.
Страховщики, аварийные комиссары и сотрудники Госавтоинспекции говорят о том, что большинство красноярских водителей безграмотны в правовых вопросах и понятия не имеют о том, как оформить европротокол. Между тем, процедура предельно проста.
При каких условиях возможно оформление ДТП по европротоколу
- нет пострадавших, автомобили-участники ДТП сохраняют возможность продолжать движение;
- в ДТП участвовали не более двух транспортных средств, ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО;
- один из водителей — участников аварии — признает свою вину;
- сумма ущерба по итогам визуального осмотра автомобилей и с согласия всех участников ДТП не превышает 25 тыс. руб.
Порядок оформления ДТП по европротоколу
Участники аварии составляют схему, наиболее достоверно отображающую обстоятельства ДТП. На ней должны быть:
- план участка дороги с изображением любого находящегося поблизости от места ДТП объекта (дом или строение);
- название улицы и номер ближайшего дома;
- схематическое изображение положения автомобилей после ДТП;
- указание марок и государственных номеров транспортных средств — участников ДТП;
- обозначенное стрелками направление движения каждого транспортного средства до столкновения;
- дополнительно рекомендуется участникам ДТП заполнить извещения о происшествии, написать объяснения по его обстоятельствам, сфотографировать автомобили и место аварии.
Затем водители должны проследовать к ближайшему посту ГИБДД и предоставить его сотрудникам схему и прочие свидетельства ДТП. Там они получат справку, постановление и определение по ДТП. Потерпевший в ДТП должен все собранные документы предоставить в свою страховую компанию.
Когда откажут в выплате по европротоколу
На первый взгляд, все действительно предельно просто. Однако составление схемы аварии и оформление документов в ГИБДД — только полдела. Главное — получить причитающееся возмещение ущерба от страховой компании. И вот тут, как утверждают сами автовладельцы, начинаются настоящие трудности. Собственно, европротокол и не пользуется популярностью именно потому, что зачастую страховые компании придумывают тысячу причин, лишь бы не выплачивать деньги при оформлении аварии по «упрощенке». Самые распространенные «отмазки»: неправильно составлены бумаги, нужно предоставить документы и авто на осмотр другого участника ДТП (в нынешней редакции закона этого не требуется, сейчас только рассматривается возможность внесения такого пункта).
Однако сами же страховщики говорят, что имеют законное право отказать в выплатах только в одном случае: виновник аварии не вписан в страховой полис или сам полис просрочен. В этих случаях выходит, что водитель не является клиентом страховой компании, соответственно, она не обязана нести ответственность за его действия. Однако потерпевший сохраняет право требовать возмещения убытков непосредственно с виновника аварии в рамках Гражданского кодекса.
Красноярские страховщики уверяют, что слухи о невыплатах страховок по европротоколу сильно преувеличены. Многие водители действительно не умеют оформлять европротокол, однако неправильно составленные бумаги — не причина для отказа в выплатах, признаются представители страховых компаний.
Что делать, если страховая компания безосновательно отказывается выплатить деньги по страховке: вариант один — подавать исковое заявление в суд с требованием обязать страховщика выполнить условия договора.
«Спасительные» номера
Если автовладелец, попавший в ДТП, не уверен, что сможет правильно оформить европротокол, он может обратиться в одну из служб аварийных комиссаров. Их сейчас предостаточно в Красноярске. Помимо того, что комиссар соблюдет всю необходимую процедуру оформления аварии, он еще и будет нести дальнейшую ответственность за свои действия. Правда, его услуги платные — от 500 рублей за вызов на место аварии.
Если же вы решили вызвать инспекторов ГИБДД, не забудьте, что телефонный номер изменился. С 10 января нужно набирать 127.
И печальное известие для красноярцев. В начале 2012 года ГИБДД Красноярска ввела полезную бесплатную услугу. Водители, имеющие сотовый телефон с выходом в интернет, могли прямо на месте ДТП получить консультацию виртуального автоинспектора по оформлению европротокола. На официальном сайте ГИБДД в форме алгоритма давались пошаговые рекомендации по правильному оформлению документации. Однако красноярская ГИБДД «переехала» на новый сайт, а на новом сайте соответствующий раздел открывать уже не стали. Действуйте теперь самостоятельно.
Оформить ДТП без вызова полиции можно будет на правобережье Красноярска