Главная
>
Статьи
>
Сергей Еремин «Дорогам нужен один стандарт»

Сергей Еремин «Дорогам нужен один стандарт»

О министре транспорта Сергее Еремине и его подчиненных, наверное, вспоминает каждый житель края чуть ли не ежедневно. Оно и понятно — ведь мы постоянно ездим по дорогам, за которые в ответе его ведомство. И любая ямка — лишний повод вспомнить дорожников. Правда, по словам главы краевого минтранса, вспоминать должны все реже — ведь ситуация в дорожном строительстве уже меняется.

Зона ответственности

Сергей ЕреминВсе дороги в регионе делились на муниципальные, краевые и федеральные. Сейчас вроде бы объединили. Что изменилось?

Вы правы, в прошлом году мы решили кардинально изменить подход к отрасли. За основу взяли лозунг «Единый край — единые дороги». Может быть, пафосно, но суть передает точно. Человеку ведь не объяснишь, что за эту ямку отвечает краевой министр, за эту федеральный, а за эту мэр. А ведь еще есть и бесхозные дороги.

Разделение закреплено юридически?

Юридически разделение осталось. Но в прошлом году по распоряжению губернатора из муниципальной в краевую собственность было переведено почти 2500 дорог. Мы их отремонтировали и в дальнейшем будем содержать. Это дороги между малыми селами, по которым курсируют школьные автобусы. И мы должны обеспечить безопасность. У муниципалов на это зачастую не хватает средств. В дальнейшем практика перевода таких дорог в краевую собственность продолжится.

Но если юридически все почти так же, в чем суть перемен?

Мы стараемся создать единые стандарты для всех дорог. Подчеркну, пока это лишь самые первые шаги. Смотрите, в крае порядка тысячи километров федеральных трасс. Более 14 тысяч километров — региональных. Почти столько же — уличной дорожной сети в городах и селах. И между ними огромный разрыв — в качестве, в уделяемом внимании... Понятно, федерация выделяет достаточные средства на стратегические магистрали. Регион — поменьше. А у муниципалов — почти всегда дороги финансируются по остаточному принципу. Но дело даже не в суммах. Вроде бы, логично, что на дорогу с интенсивным движением нужно тратить больше, чем на ту, где проезжает десять машин в сутки. Парадокс в том, что такого стандарта до 2012 года в отрасли просто не существовало. Ну, то есть технические условия, конечно же, были. Вот сюда нужно столько-то асфальтобетонной смеси. А сюда — столько-то. Но механизм распределения средств позволял «забывать» о многих объективных вещах.

Все в «норме»

Каков механизм распределения сегодня?

С 2012 года вновь заработал дорожный фонд, составив 9 млрд рублей. В этом — 11 млрд рублей. Фонд носит целевой характер. То есть если выделили муниципалитету средства на ремонт десяти километров, будь добр, потрать их именно на этот участок. Не на крышу, а на дорогу.

А раньше можно было на крышу?

До существования дорожного фонда у местных органов власти была возможность перераспределять средства. Например, пришли в муниципалитет деньги из краевой казны. Власти подумали и решили — залатаем крышу, трубу или еще чего, потому что там дыра. Спору нет — и трубу, и крышу и много чего еще надо делать. Но дорога-то стоит. Дорожный фонд — это отдельная строчка в бюджете. Его тратить на крышу уже нельзя.

К слову, есть еще несколько достоинств действия фонда. К примеру, можем системно планировать на несколько лет вперед — заключать долгосрочные контракты, увеличивать нормативы содержания дорог, закладывать инвестпроекты...

Но все-таки даже существующая система не всех удовлетворяет..

Дело в том, что даже те деньги, которые в прошлом году поступали в муниципалитеты, могли тратиться, мягко говоря, не на те дороги. У местных не было четкого норматива: можно было заасфальтировать незначительный переулок в поселке, а магистральную улицу оставить до следующего года.

Сергей Еремин

Сейчас такое невозможно? И почему раньше можно было тратить деньги на проулки?

Муниципалитеты, претендующие на получение денег из краевого бюджета, защищали целевой характер этих средств. В районе говорят — нужно два миллиона на дороги. А вот на какую именно и сколько — решалось потом.

Мы знали о проблеме и потому в прошлом году провели своего рода дорожную ревизию. Теперь известно, какие дороги и в каком состоянии есть в территориях. И в зависимости от категории дороги выделяются средства на содержание и ремонт. Понятно, что для технической дороги и магистральной трассы нужны совершенно разные деньги.

А единый стандарт, о котором говорил губернатор, появился?

Появится в срок — до апреля 2013 года. Мы уже ведем работу. Привлекли научные организации. Должны учитываться и климатические зоны, и пропускная способность трассы... Очень много факторов. А вот формула будет одна и не будет субъективизма. То есть глава района больше не сможет плакаться: «А почему соседу выделили больше на дороги, а мне меньше?». Потому что все посчитано. Дорогам нужен один стандарт.

Но зачастую качество дороги зависит не от денег, а от тщательности работ самих дорожников...

Сравните, к примеру, Красноярск два года назад и сейчас. Это же был просто ужас! Ямочный ремонт: расковыряли асфальт и забыли на неделю. Или еще лучше — залили ямы битумом и ремонт окончен. Ну а уж об укладке асфальта в дождь и не говорю. И сейчас все совсем не идеально. Миллион вопросов. Но работать стали лучше. Не хорошо, но уже лучше.

Просто стали строже следить за качеством. Сегодня у нас несколько уровней контроля — лаборатория подрядчика, лаборатория заказчика, служба строительного надзора. Помогает общественность. Ребята из молодежного правительства организовали сайт krasroad.ru , да и неравнодушные красноярцы уже не проедут мимо ремонта в непогоду — сообщат куда надо. СМИ пристально следят за ситуацией, общественный совет при минтрансе...

Но все-таки прошлым летом проспект Мира просмотрели...

Причина тут банальна — недобросовестный подрядчик. Компания просто не соблюдала утвержденную рецептуру асфальто-бетонной смеси.

Создается ли своего рода «черный список» подобных компаний?

Дело нужное, но, на мой взгляд, в России сегодня очень демократичное законодательство в этом плане. Ведь логично, если делаешь брак, переделывай или уходи из отрасли. Но... сколько нужно времени, чтобы зарегистрировать новую организацию? Минимум времени и те же люди могут вновь делать дороги. Конечно, если такое происходит, мы тут же ставим лабораторию на объекте и специалисты там просто живут. Потому что иначе нельзя.

Сколько дорог было отремонтировано в прошлом году?

Около 500 километров.

Этого достаточно при более 40 тысячах километров трасс?

Естественно, необходимо больше. Вот если бы ремонтировать тысячу в году, я мог бы сказать — отлично. В этом году планируем отремонтировать на сто километров больше. Но этого достаточно только для поддержания нынешнего состояния дорожной сети.

Сколько построили, строим, построим и где?

Основные объекты сконцентрированы в пределах Красноярской агломерации. Вы их можете каждый день видеть. Отремонтирована трасса в аэропорт. Продолжается реконструкция дороги Красноярск-Железногорск. В 2014 году планируем завершить реконструкцию на участке Сосновоборск-Березовка. Очень проблематичное направление. Уже сегодня здесь проходит более 20 тысяч машин за день. Существующая двухполоска — это гарантированная пробка при малейшей аварии в час-пик. После завершения реконструкции дорога от Сосновоборска до Березовки будет 4-полосной, с безопасными развязками для разворотов. Конечно, и строительство четвертого моста в Красноярске, и создание первого в краевом центре транспортного кольца.

Что входит в красноярское кольцо?

По сути, все значимые объекты, которые строились в городе, являются составной частью этого большого проекта. Сначала за 2 года привели в надлежащий вид улицу Калинина, чтобы она соответствовала статусу основного гостевого въезда. Затем сделали капремонт с разведением транспортных потоков на Северном шоссе, повысив пропускную способность. Поработали над развязкой в районе Солонцов, бывшей некогда очагом аварийности, теперь исключили все конфликтные точки на ближайшее десятилетие.

Одновременно начато строительство крупнейших объектов: четвертого моста через Енисей и путепровода от Северного шоссе до улицы Авиаторов. В этом году приступим к строительству еще одной двухуровневой развязки на улицах 2-я Брянская — Калинина. Все эти объекты являются главными составляющими первого транспортного кольца Красноярска и находятся на постоянном контроле у губернатора края.

Вы теперь и за авиацию отвечаете. Не многовато ли на одно министерство?

Такое распределение есть и на федеральном уровне. Потому вполне логично будет, если так же будет и в региональном министерстве.

На чем будете концентрироваться?

Естественно, это развитие региональной авиации, сети аэропортов. Кроме того, необходимо обновлять парк воздушных судов. Работа в этом направлении начата — закуплено несколько чешских L-410.

И, конечно же, аэропорт Емельяново. Если грузовая инфраструктура довольно развита, то пассажирский терминал оставляет желать лучшего. У нас уже есть предварительная договоренность с инвесторами о строительстве. Думаю, более детально и мы сможем говорить об этом уже на Красноярском экономическом форуме в феврале этого года.

Марк Захаров, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать