Главная
>
Статьи
>
Дети капитана гранта

Дети капитана гранта

25.01.2013
20

«Счастья всем и поровну! И чтобы
никто не ушёл обиженным».


© (АН+БН)С



Есть такая интернет-забава: писать про продажность оппозиционеров и про гранты, на которые они живут-поживают. Малая толика правды в таких рассуждениях, увы, есть. Но дело даже не в оппозиционерах; они у нас полностью соответствуют ситуации — у партии ЖиВ есть только один вид оппозиционеров: оппозиционные ЖиВ. Но речь, повторю, совсем не о них. Но, тем не менее, о грантах.

Следует признать, что официальная благотворительная деятельность в России крайне не развита и носит во многом чудаковатый характер. Но среди всего этого редкого русского чуда выделяется совершенно замечательный фонд. Который был основан Дмитрием Зиминым. Каковой, в свою очередь, был одним из учредителей «Билайна». Что-то там довольно давно у него не заладилось то ли с новыми владельцами, то ли ещё с кем — я пропустил эту часть его рассказа — и он продал свою долю в «Билайне», а вырученные деньги целиком вложил в целевой фонд. И на проценты с этих фондовых денег он поддерживает очень важную грантовую программу.

Удивительность этого фонда и его программ не в том, что он основан российским бизнесменом. Его уникальность и ценность в том, что он поддерживает вещи, уникальные по нынешним временам: дополнительное образование старшеклассников в области математики, физики и биологии (ну, и химии, куда ж без неё). А особенную ценность в этом деле фонду доставляет то, что там нет никаких новомодных развивающих обучений и прочей шелухи, плотно осевшей в современной школе.

Красноярская летняя школа является получателем грантов от этого фонда с хорошим стажем. И с этого года фонд принял решение о том, чтобы приблизить свою работу к западным образцам (далеко не самым плохим в этой части) и устраивать очные сессии с теми заявителями, которые вышли во второй тур. Итого: вы подаёте заявку, сперва все заявки проходят первый тур, и часть из них выходит во второй. Авторы тех заявок, которые вышли во второй тур, едут в Москву на очную сессию (два дня длиной), во время которой должны представить товар лицом. В смысле, максимально привлекательно и продуктивно презентовать свой проект. Вот туда-то мы с директором КЛШ и летали. Всё действо происходило в понедельник и вторник, 21-го и 22-го января.

Такая «конференция» заявителей проводилась фондом в первый раз и была весьма интересна как таковая: люди, занимающиеся дополнительным образованием в области точных и естественных наук, собираются вместе крайне редко и всякая встреча бывает полезной. Сам фонд установил две номинации — малые гранты и большие. Различаются они суммой, которую можно просить у фонда; при этом, что немного удивительно, суммы различаются незначительно: 600 000 против 700 000 рублей. При этом конкуренция (при выходе во второй тур) в разных номинациях различалась в этом году довольно сильно: если в малых грантах она была 1,6 заявки на место, то в больших — 2,7 заявки на место.

Надо признать, что директор КЛШ Рустам Байбурин правильно подошёл к проблеме презентации: мы были единственным проектом, который привёз с собой обильное количество всякой раздатки; а надо сказать, что сама по себе презентация включала постер, посвящённый проекту, и стояние около такового. С объяснением сути дела и деталей. Мы привезли не только рекламные буклеты, но и вступительные задания, образцы информационных буклетов учебных курсов по всем четырём направлениям, ручки и прочую рекламную снедь. Что ярко выраженным образом выделяло нас из общей массы проектов.

В целом, проекты, вышедшие во второй тур, были достаточно интересными. Однако же признаюсь, что там не было ни одного такого, чтобы я остановился и сам внутри себя воскликнул: «О да! Вот ребята, с которыми надо поговорить, ибо есть у них чему поучиться...». Увы, таких не было. Это не означает, что они были плохие; это означает, что опыт трудно заменить чем-нибудь...

При этом многие проекты были как дети и племянники по отношению к нашему: они были похожи на нашу деятельность двадцати- и тридцатилетней давности. Что также доказывает, что все мы правильным путём идём. Видать, товарищи... В общем и целом, если бы организаторы ставили основной целью обучить заявителей правильно и эффективно работать с подростками, заинтересованными в дополнительном естественно-научном образовании, то мы с коллегой из Зимней Пущинской школы могли бы всем всё рассказать, и это было бы самым эффективным учебным процессом. Впрочем, свои шишки набить тоже крайне полезно и эффективно.

Среди проектов были сырые; если честно, мне не очень ясна логика экспертов, которые пропустили их во второй тур. С другой стороны, их туда попадание позволило таким проектам пройти правильную обкатку, и впредь их авторы наверняка будут лучше писать свои предложения. Было несколько проектов, которые, на мой вкус, являются слишком уж пафосными: всяческие научные конференции школьников с реальным отсутствием настоящей научной составляющей. Обманывать подростков всё же не надо. Был даже проект, представленный одним из новомодных частных исследовательских институтов инноваций в образовании. Я бы его, честно говоря, и на пушечный выстрел не подпустил, но вот поди ж ты! Умеют люди писать тексты... Хотя полное отсутствие такой инновационной белиберды (кроме этого проекта) откровенно радовало и грело душу.

Кроме грантовых программ, у фонда «Династия» есть ещё и программа издания научно-популярных книг. Надо признать, что в Советском Союзе с этим было более, чем хорошо: научно-популярные книги издавались большими тиражами, а их качество в целом было настолько высоко, что переоценить его невозможно. Подавляющее большинство тех книг до сих пор не потеряло своей актуальности. Фонд «Династия» не переиздаёт те книги, но их собственные издания тоже выше всяких похвал, я бы настойчиво рекомендовал всем — вне зависимости от того, есть у вас дети старшего школьного возраста или нет — искать и покупать эти книги.

Основатель фонда Д.Б.Зимин крайне позитивно отзывался о книге величайшего советского и российского математика (увы, уже покойного) В.И.Арнольда «Задачи для детей от 5 до 15 лет». Некоторые сегодняшние задачи — оттуда.

  1. В некоторой семье пять голов и четырнадцать ног. Сколько в семье людей, а сколько собак?
  2. Перечислить все многоугольники, которые могут получиться при сечении куба плоскостью. А если куб заменить на октаэдр? [Ценное указание: октаэдр — это многогранник с восемью гранями, каждая грань представляет собой правильный треугольник. Алмаз часто представляет собой почти правильный октаэдр].
  3. Сколькими способами можно раскрасить 6 граней шестью красками так, чтобы никакие два получившихся кубика не были одинаковыми. То бишь, не переходили друг в друга при поворотах. Ясен пень, одну грань надо красить в один цвет.
  4. Окружность радиуса 1 катится внутри окружности радиуса 3, без проскальзывания. Сколько оборотов она сделает, когда вернётся в исходное положение?

Михаил Садовский

Рекомендуем почитать